ГИБДД России объявила тендер на поставку специальной печатной продукции. На закупку партии бланков водительских удостоверений, свидетельств о регистрации, ПТС и других документов ведомство в 2013 году планирует потратить 1,36 млрд рублей. Выдача документов автовладельцам за счет взимаемой госпошлины принесет ГИБДД прибыль в несколько раз больше.
МВД закупает для ГИБДД многомиллионную партию бланков специальных документов для водителей, выделяя на это почти полтора миллиарда рублей.
Как стало известно «Газете.Ru», такая внушительная сумма на бумажные и пластиковые водительские документы выделена впервые – до этого года эта статья расходов финансировалась из региональных бюджетов, и каждый субъект закупал нужное количество бумаг самостоятельно.
«Раньше полиция финансировалась из средств региональных бюджетов, — объясняет источник «Газеты.Ru» в ведомстве. — Начиная с 2012 года по закону «О полиции» она перешла на финансирование из федерального бюджета. Поэтому такой тендер нельзя с чем-то сравнивать – раньше все закупалось отдельно 83 регионами, а теперь будет централизованно на федеральном уровне. Отсюда и такие на первый взгляд внушительные цифры».
Согласно документации тендера, размещенного на сайте госзакупок, в общей сложности Центр специального назначения ГИБДД планирует закупить крупную партию шести комплектов документов.
В частности, на 2013 год для всех региональных подразделений ГИБДД ведомство приобретет: 43,6 тыс. экземпляров Паспорта шасси транспортного средства (ПШТС), 14,5 тыс. Свидетельств на высвободившийся номерной агрегат, 104,1 тыс. книжек Международного водительского удостоверения, 1 млн 993 тыс. 700 экземпляров Паспорта транспортного средства (ПТС), 7,391 млн комплектов Свидетельства о регистрации транспортного средства и 2,417 млн комплектов водительских удостоверений.
На всю многомиллионную партию документов ведомство планирует потратить не более 1 млрд 360 млн 446 тыс. 898 рублей.
Заявки на аукцион будут приниматься до 6 декабря, а сам он должен состояться 13 декабря.
Стоимость одного экземпляра того или иного документа в тендере не указана – документы закупаются всей партией целиком без обоснований стоимости одного экземпляра.
Однако нехитрые подсчеты показывают, что, изрядно потратившись, ГИБДД сможет неплохо «заработать» на их выдаче водителям.
Так, госпошлина за выдачу водительского удостоверения сейчас составляет 800 рублей. Таким образом, только на этом ведомство может получить с водителей 1 млрд 933 млн 600 тыс. рублей. За выдачу международных водительских удостоверений (госпошлина 1000 рублей) ГИБДД получит 104,1 млн рублей.
Наиболее «хлебной» для ГИБДД окажется выдача Свидетельств о регистрации транспортных средств (госпошлина 300 рублей). В случае выдачи всех приобретенных экземпляров ГИБДД получит с автовладельцев 2 млрд 217 млн 300 тыс. рублей. Выдача всех экземпляров ПТС (500 рублей) принесет ведомству еще 996 млн 850 тыс. рублей.
Таким образом общая сумма, которую ГИБДД может получить за выдачу заказываемых комплектов документов даже без учета выдачи ПШТС и Свидетельств на высвободившийся номерной агрегат, превышает 5,25 млрд рублей. Это почти в четыре раза больше, чем сумма объявленного тендера.
«Ошибочно считать, что, когда человек платит за бланк документа, он платит только за его изготовление, — заявил «Газете.Ru» председатель петербургского регионального отделения «Комитет защиты прав автомобилистов» Александр Холодов. – По этому поводу, только в случае с номерными знаками, было соответствующее решение Верховного суда (ВС). Туда обратился автовладелец, у которого изъяли номера, а он считал, что раз он оплатил их, то они стали его собственностью. В итоге было принято решение, что номера в любом случае принадлежат государству, а человек на самом деле оплачивает не их, а госпошлину, то есть услугу по их предоставлению. Это как с банковскими карточками. Вы платите за ее оформление, но она не становится вашей собственностью — на ней всегда написано, что карта является собственностью банка».
То, что в данном случае государство получит существенную выгоду, по его мнению, является хорошим показателем. «Чем услуга прибыльнее, тем лучше, — считает он. —
К тому же не стоит забывать, что пошлина — это не только стоимость самого документа, но еще и труд сотрудников, стоимость коммунальных услуг и обслуживания зданий подразделений ГИБДД и так далее».
По словам Холодова, до резкого повышения пошлины на услуги ГИБДД в начале 2010 года выдача документов была убыточной для государства. «Поэтому было принято решение о повышении, чтобы выйти из «минуса». Может быть, тогда стоимость заложили с неким запасом», — отметил эксперт.
Как отметил собеседник «Газеты.Ru», вырученные от выдачи удостоверений деньги ГИБДД все равно себе не забирает. «У нас Бюджетным кодексом запрещены так называемые окрашенные платежи, когда штрафы, собираемые ГИБДД, туда же и поступают, — говорит он. — Есть доходы подразделения, идущие в бюджет, есть расходы, которые тоже покрываются бюджетом, но связи между ними никакой нет. Сколько штрафов не собери или удостоверений не выдай, зарплата от этого больше не станет».
Добавлено через 1 минуту
Не многовато ли за "услугу"...