Россия. Вокруг Ладожского озера-2008
Только что вернулся из поездки вокруг Ладожского озера. Как оказалось, теперь оно замкнуто в кольцо асфальта, за исключением отрезка между Куркиеки и Кузнечным (примерно 45 км).
Красота изумительная! Просто потрясающая! Главная причина ДТП в Карелии — водители слишком любуются окружающими пейзажами и забывают о дороге. А она, хоть и красива, но сурова, многие крутые перевалы имеют сужения, прорубленные в каменном монолите. А местами шоссе идет прямо над Ладогой, над отвесным обрывом. Красота-а-а...
А смотреть нужно вперед!
Места для стоянок есть во многих местах — но в большинстве слишком близко от дороги. Если вставать большой компанией и надолго, с рыбалкой и регулярно пополняемым запасом пива — удобно. Если с желанием уединиться — тяжело. Зато север Ладоги — царство шхер. Почти по всему побережью можно оставить машину на базе отдыха (такие случаются даже в виде одиночных домиков), взять вместо нее лодку и скрыться от людей среди островов.
Если планировать поездку, то в Кузнечном — альпинистские скалы.
За Хийтолой есть каменистые горки, где можно полазить без особой подготовки, ради баловства.
Куркиеки и дальше — места, где уже можно оставить машину и взять напрокат лодку или катер для рыбалки в шхерах.
Сортавала — можно задержаться, посетить карьеры Рускеала (гроты, озера, красоты природы. Пока там не был, но планирую), Валаам (тоже в планах), уплыть в шхеры. Много охраняемых парковок.
Километров в 20-ти за Сортавалой дорога выходит «впритирку» к Ладоге, можно выбрать место для ночлега.
После этого отрезка каменные красоты заканчиваются и начинается царство живой природы. Дорога все чаще уходит от озера, и место для лагеря искать все труднее. А вот базы отдыха — еще встречаются.
Кстати, примерно на 20 км в обоих направлениях от Питкяранты дороги просто ужасающие, хуже грунтовок, будьте осторожны. Зато возле Олонца придуман новый способ снижения аварий у переездов. Там вместо знаков «Стоп» сделаны лежачие полицейские. Помогает лучше.
Дальше в пути встречались только реки. Хоть и полноводные, но после Ладоги они уже манили не так сильно. Да еще дождь начался... Больше останавливаться на ночлег не стали, благо для «Акуры» бросок на лишние 200-300 км проблемы не составляет. В полночь мы ложились спать уже в Питере.
Особо предупреждаю! Если кто по моему примеру захочет, раз уж рядом оказался, посетить Тихвин — НЕ СОБЛАЗНЯЙТЕСЬ НА ПОВОРОТ СРАЗУ ПОСЛЕ ЛОДЕЙНОГО ПОЛЯ!!! Там вначале асфальт, а потом больше 100 км — грунтовка!!!
Там же, на грунтовке, столкнулся с неприятным сюрпризом: хотя комп обещал проехать на остатке топлива еще 40 миль, на панели внезапно загорелась лампочка аварийного остатка топлива. И это — в лесу, на грунтовке, за 50 км от ближайшего известного населенного пункта!!!
Заправился на случайно подвернувшейся деревенской заправке с колонками образца 1913 года и надписью «АИ-96». Но поскольку в баке от бензина оставались только пары — пришлось рискнуть. Через 50 км хорошенько разбавил это топливо бензином с приличной заправки.
Но настроение оказалось испорчено так, что в Тихвине я уже ничего не фоткал.
Общие впечатления:
Люди строятся везде, даже в самых глухих деревнях. Хотя брошенные дома тоже иногда встречаются (не меньше полусотни за 600 миль). В Куркиеки, возле местного музея в поле, где я в прошлом году гулял по развалинам-фундаментам, сейчас стоят 6 двухэтажных домов из бруса — только крыши осталось покрыть. Особенно впечатляет, когда древние русские избы возрастом (судя по архитектуре) свыше 100 лет, ныне обшивают ярким сайдингом. Слияние времен!
Памятники скорби финским и русским погибшим воинам стоят повсеместно бок о бок, и никакой войны вокруг этого не ведется.
Надписи почти везде на русском и финском языках. Финны тоскуют по утраченным землям, но тихо и культурно. Строят памятники погибшим церквям, памятники бывшим поселкам или знаменитым деятелям Финляндии, родившимся в этих, временно оккупированных Финляндией, местах. Но при этом в населенных пунктах всячески подчеркивается, что эти земли — исконно русские (новгородские). В Сортавале рядом с памятником Калевале стоит кафе Сердобыль, в Кореле — памятник погибшему там Рюрику, в Куркиеки — памятник погибшим несколько веков назад в битве со скандинавами. В музеях часть экспозиции посвящена русскому периоду жизни. В общем, под русской дланью даже европейцы могут вести себя цивилизованно.
Почему-то погибшие памятники, останки которых отмечены памятными знаками, сгорели, сломаны и обветшали в отрезок между 1970-91 годами. Потом (даже при Ельцине) все только строилось.
Основное впечатление: почти все, что осталось величественного и гордого от средневековой России — создано Иваном IV Грозным. Даже огромная и красивая (сейчас уже почти восстановленная) Тихвинская обитель — его рук дело.
Главные приметы времени:
В каждой деревеньке, даже в такой, где не берет мобильник и не ловится радио — у автобусных остановок в ярких синих будках стоят таксофоны. Минимум один — но есть.
В деревнях примерно каждый пятый дом имеет спутниковую тарелку. Некоторые дома — сразу по 3-5.
Ямочный ремонт практически изжит — дороги ремонтируют кусками по 100-300 метров. За время пути встречено: 1 машина с бригадой «ямочников» и 4 автодорожных бригады, меняющих полотно «кусками» (и всего ОДИН гаишник в кустах). Причем в каждом населенном пункте ограничение скорости «40», и водители, несмотря на отсутствие ментов, все равно паиньками тормозят. Даже я.
Новые трассы, проложенные в глубинке, выглядят настоящими автострадами (разметка, ограждения, полосы для выезда на трассу и съезда с нее). Прокатился по такой мимо Импилахти.
В деревне Погранконтуши местные построили обзорную вышку, на которую можно подниматься бесплатно и любоваться пейзажами.
В общем, рекомендую всем и каждому. Цена вопроса: 600 миль по спидометру, с учетом заезда в Тихвин.
Бояться не нужно. Заправок теперь хватает везде, проблем с бензином нет, место для ночлега можно выбирать или на берегах красивых озер, или в довольно дешевых гостиницах и домах отдыха. Или просто на острове.
Садитесь за руль — и в путь!
Фотографии:
Подготовка к путешествию
Думаете, это просто озерцо у дороги? Это Ладожское озеро!
Куркиеки
Ладожские шхеры -- вид из окна
Только что вернулся из поездки вокруг Ладожского озера. Как оказалось, теперь оно замкнуто в кольцо асфальта, за исключением отрезка между Куркиеки и Кузнечным (примерно 45 км).
Красота изумительная! Просто потрясающая! Главная причина ДТП в Карелии — водители слишком любуются окружающими пейзажами и забывают о дороге. А она, хоть и красива, но сурова, многие крутые перевалы имеют сужения, прорубленные в каменном монолите. А местами шоссе идет прямо над Ладогой, над отвесным обрывом. Красота-а-а...
А смотреть нужно вперед!
Места для стоянок есть во многих местах — но в большинстве слишком близко от дороги. Если вставать большой компанией и надолго, с рыбалкой и регулярно пополняемым запасом пива — удобно. Если с желанием уединиться — тяжело. Зато север Ладоги — царство шхер. Почти по всему побережью можно оставить машину на базе отдыха (такие случаются даже в виде одиночных домиков), взять вместо нее лодку и скрыться от людей среди островов.
Если планировать поездку, то в Кузнечном — альпинистские скалы.
За Хийтолой есть каменистые горки, где можно полазить без особой подготовки, ради баловства.
Куркиеки и дальше — места, где уже можно оставить машину и взять напрокат лодку или катер для рыбалки в шхерах.
Сортавала — можно задержаться, посетить карьеры Рускеала (гроты, озера, красоты природы. Пока там не был, но планирую), Валаам (тоже в планах), уплыть в шхеры. Много охраняемых парковок.
Километров в 20-ти за Сортавалой дорога выходит «впритирку» к Ладоге, можно выбрать место для ночлега.
После этого отрезка каменные красоты заканчиваются и начинается царство живой природы. Дорога все чаще уходит от озера, и место для лагеря искать все труднее. А вот базы отдыха — еще встречаются.
Кстати, примерно на 20 км в обоих направлениях от Питкяранты дороги просто ужасающие, хуже грунтовок, будьте осторожны. Зато возле Олонца придуман новый способ снижения аварий у переездов. Там вместо знаков «Стоп» сделаны лежачие полицейские. Помогает лучше.
Дальше в пути встречались только реки. Хоть и полноводные, но после Ладоги они уже манили не так сильно. Да еще дождь начался... Больше останавливаться на ночлег не стали, благо для «Акуры» бросок на лишние 200-300 км проблемы не составляет. В полночь мы ложились спать уже в Питере.
Особо предупреждаю! Если кто по моему примеру захочет, раз уж рядом оказался, посетить Тихвин — НЕ СОБЛАЗНЯЙТЕСЬ НА ПОВОРОТ СРАЗУ ПОСЛЕ ЛОДЕЙНОГО ПОЛЯ!!! Там вначале асфальт, а потом больше 100 км — грунтовка!!!
Там же, на грунтовке, столкнулся с неприятным сюрпризом: хотя комп обещал проехать на остатке топлива еще 40 миль, на панели внезапно загорелась лампочка аварийного остатка топлива. И это — в лесу, на грунтовке, за 50 км от ближайшего известного населенного пункта!!!
Заправился на случайно подвернувшейся деревенской заправке с колонками образца 1913 года и надписью «АИ-96». Но поскольку в баке от бензина оставались только пары — пришлось рискнуть. Через 50 км хорошенько разбавил это топливо бензином с приличной заправки.
Но настроение оказалось испорчено так, что в Тихвине я уже ничего не фоткал.
Общие впечатления:
Люди строятся везде, даже в самых глухих деревнях. Хотя брошенные дома тоже иногда встречаются (не меньше полусотни за 600 миль). В Куркиеки, возле местного музея в поле, где я в прошлом году гулял по развалинам-фундаментам, сейчас стоят 6 двухэтажных домов из бруса — только крыши осталось покрыть. Особенно впечатляет, когда древние русские избы возрастом (судя по архитектуре) свыше 100 лет, ныне обшивают ярким сайдингом. Слияние времен!
Памятники скорби финским и русским погибшим воинам стоят повсеместно бок о бок, и никакой войны вокруг этого не ведется.
Надписи почти везде на русском и финском языках. Финны тоскуют по утраченным землям, но тихо и культурно. Строят памятники погибшим церквям, памятники бывшим поселкам или знаменитым деятелям Финляндии, родившимся в этих, временно оккупированных Финляндией, местах. Но при этом в населенных пунктах всячески подчеркивается, что эти земли — исконно русские (новгородские). В Сортавале рядом с памятником Калевале стоит кафе Сердобыль, в Кореле — памятник погибшему там Рюрику, в Куркиеки — памятник погибшим несколько веков назад в битве со скандинавами. В музеях часть экспозиции посвящена русскому периоду жизни. В общем, под русской дланью даже европейцы могут вести себя цивилизованно.
Почему-то погибшие памятники, останки которых отмечены памятными знаками, сгорели, сломаны и обветшали в отрезок между 1970-91 годами. Потом (даже при Ельцине) все только строилось.
Основное впечатление: почти все, что осталось величественного и гордого от средневековой России — создано Иваном IV Грозным. Даже огромная и красивая (сейчас уже почти восстановленная) Тихвинская обитель — его рук дело.
Главные приметы времени:
В каждой деревеньке, даже в такой, где не берет мобильник и не ловится радио — у автобусных остановок в ярких синих будках стоят таксофоны. Минимум один — но есть.
В деревнях примерно каждый пятый дом имеет спутниковую тарелку. Некоторые дома — сразу по 3-5.
Ямочный ремонт практически изжит — дороги ремонтируют кусками по 100-300 метров. За время пути встречено: 1 машина с бригадой «ямочников» и 4 автодорожных бригады, меняющих полотно «кусками» (и всего ОДИН гаишник в кустах). Причем в каждом населенном пункте ограничение скорости «40», и водители, несмотря на отсутствие ментов, все равно паиньками тормозят. Даже я.
Новые трассы, проложенные в глубинке, выглядят настоящими автострадами (разметка, ограждения, полосы для выезда на трассу и съезда с нее). Прокатился по такой мимо Импилахти.
В деревне Погранконтуши местные построили обзорную вышку, на которую можно подниматься бесплатно и любоваться пейзажами.
В общем, рекомендую всем и каждому. Цена вопроса: 600 миль по спидометру, с учетом заезда в Тихвин.
Бояться не нужно. Заправок теперь хватает везде, проблем с бензином нет, место для ночлега можно выбирать или на берегах красивых озер, или в довольно дешевых гостиницах и домах отдыха. Или просто на острове.
Садитесь за руль — и в путь!
Фотографии:
Подготовка к путешествию
Думаете, это просто озерцо у дороги? Это Ладожское озеро!
Куркиеки
Ладожские шхеры -- вид из окна