DBA
Истинный Хондавод
Режим, при котором пользователь камеры может позволить себе сосредоточиться только на компоновке кадра, называется автоматическим. Надпись «AUTO» на диске выбора режимов или зеленый значок означает, что Вы находитесь в «зеленой зоне», то есть включен автоматический режим. Ваше участие в процессе создания снимка ограничивается выбором объекта и его увеличением. Как только Вы наполовину нажмете кнопку спуска, произойдет автоматическое фокусирование камеры, определение экспозиции и других параметров, таких как светочувствительность, баланс белого, зона фокусировки, выдержка с диафрагмой. Снимок будет сделан.
Вспышка также включается «по усмотрению» самой камеры при недостатке света. Достоинством этого режима является то, что Вы можете целиком и полностью заняться композицией снимка. Если Ваша автоматика справится с условиями съемки, то результат Вас порадует. При дефиците времени (в походе, на экскурсии), а также при недостатке необходимых знаний и умений для ручного выставления режимов этот способ особенно актуален. Основной принцип «наведи и щелкни». Обычно для таких съемок приобретаются модели начального уровня - «с одной кнопкой».
Теперь обратим внимание на недостатки данного режима. Например, вместо лица человека камера сфокусируется на ветке дерева, или фон будет резче, чем нужно, а близкий предмет потеряет свою резкость. «Распознать» нужный объект автоматике гораздо сложнее, чем человеку, и в результате нужный объект может оказаться не в фокусе. Как определить главный параметр в процессе съемки? Камера решает этот вопрос по заложенному разработчиками алгоритму, и поэтому есть риск получить темный или, наоборот, слишком светлый кадр. Или картинка получится слишком шумной из-за включенной высокой светочувствительности. Кадр можно также испортить вспышкой, которую Вы сами бы отключили, но камера не сможет это сделать. Еще одна проблема, возникающая при автоматическом режиме - это смазанное движение, полученное в результате установки длинной выдержки там, где нужна короткая (при съемке спортивных состязаний, например). И отнюдь не каждый снимок будет удачным.
Сюжетные программы
Сюжетные режимы характерны для небольших камер, созданных для начинающих. Сюжетные режимы облегчают работу начинающему фотографу, и ему не приходится нажимать на крошечные кнопки, чтобы установить выдержку и диафрагму. Намного проще просто выбрать режим, повернув всего лишь одно колесико. Но у этой медали есть и обратная сторона. Профессиональный фотограф сам выбирает параметры съемки, и это гарантирует более гибкий контроль съемочного процесса, позволяет добиться лучшего результата по сравнению с камерой, в которой есть сюжетные режимы. Тем не менее, популярность камер с сюжетными программами велика. Многие при покупке камеры обращают внимание на число «сюжетов»: чем больше сюжетных программ, тем больше шансов у начинающего фотографа получить хоть какой-то контроль над качеством съемки. Но все-таки полный контроль над съемкой возможен только при работе с камерой, в которой есть ручные настройки.
Новичкам сюжетные программы дают неоценимую помощь. По сути дела, это следующий шаг к свободе выбора от полностью автоматического режима, не оставляющего Вам никакой свободы действий. Сценарные режимы (это еще одно название сюжетных программ) понемногу расширяют возможности Вашего выбора, позволяют лучше подстроиться под условия съемки. Ряд сценарных режимов в современных камерах широк, и после того, как Вы выберете необходимый сюжет, камера сама установит диафрагму и выдержку (экспопару) в соответствии с выбранным сюжетом. Вам не нужно будет беспокоиться об остальных параметрах съемки. Типичными сюжетными режимами являются портрет, ночной портрет, спорт, пейзаж, макро.
Фото портрет. Для получения хороших портретных снимков камера устанавливает максимально открытую диафрагму, что позволяет уменьшить глубину резкости. Такие параметры дают возможность сконцентрировать внимание на чертах лица, фон же может остаться несколько размытым. Композиция снимка строится таким образом, что главный объект съемки отделяется от фона, акцент композиции сделан именно на лице человека. При этом сюжетном режиме выбирается точечная фокусировка и центрально-взвешенный замер.
Ночной портрет. Этот вариант, в отличие от предыдущего, позволяет детализировать и задний план (будут видны ночные фонари, свет в окнах, рекламные огни). Камеру лучше зафиксировать, так как включается вспышка и довольно длинная выдержка
Спортивный режим в некоторых камерах называется «дети» - то есть этот режим предназначен, как Вы уже догадались, для снимков движущихся объектов и позволяет снизить риск «смазывания». Для этого камера выберет максимально допустимую короткую выдержку.
При съемке фотопейзажа используется малая, закрытая диафрагма. Это позволяет сделать глубину резкости максимальной. Естественно, что здесь будет необходима длинная выдержка. Если освещение недостаточно сильное, камеру лучше закрепить на штативе. Установка фокусировки на бесконечности дает возможность четко проработать как передний и средний, так и дальние планы. Сюжетный режим «пейзаж» применим при съемке через стекло, при выборе другого режима Вы получите фокусировку на самом стекле, а не на пейзаже. Режим экспозамера будет матричный, по всему полю кадра.
Макро-режим нужен в тех случаях, когда Вы хотите с близкого расстояния сфотографировать маленький объект: цветочек, насекомое, монету или марку. Камера автоматически сфокусируется на фокусировку с близкого расстояния.
Итак, можно сделать следующие выводы:
В большинстве случаев Вам хватит сюжетных программ, описанных выше. Дополнительно в некоторых современных камерах бывают установлены такие режимы как пляж/снег/ночная съемка/фейерверк/текст и т.д. Отличаются они друг от друга незначительно. Чаще всего это определяется моделью камеры. Но нужны они Вам или нет на самом деле - этот выбор остается за Вами.
Достоинства использования сюжетных режимов: быстрое переключение в нужный режим, получение достаточно хорошего результата. По сравнению с автоматическим режимом, Вы даете камере более точные указания, каким образом нужно снимать, для каких условий выбирать параметры. Особенно это Вам поможет, если Вы сами не знаете, как устанавливать выдержку, диафрагму и выбирать др.параметры.
Недостатки: Вы просто доверяетесь автоматике, и некоторая «шаблонность» неизбежна. Вы ограничены выбором камеры, а камера ориентируется на «среднестатистический» вариант. Алгоритмы сценарных режимов всегда «усредняют» результат. Приведем пример: при съемке пейзажа камера не «догадывается», какая глубина резкости Вам необходима, какую диафрагму Вы выбрали бы сами. В одном случае используя диафрагму f8, вы получите отличную картинку - резкость, детализацию, в другом - лучше использовать f11 или f16. Автоматика же установит f6.3, к примеру. Не совсем идеальный параметр для данного случая. То есть процесс контроля за съемкой с Вашей стороны не совсем полный. Вы с закрытыми глазами доверяете автоматике, которая не понимает, где нужно добавить или убавить резкости / чувствительности и выдает Вам усредненный вариант. Поэтому существуют еще «творческие » режимы.
Творческие режимы
Программный режим. Для его обозначения используется буква «Р». По сути дела, это автоматический режим, но «Р» в отличие от «Авто» дает Вам возможность изменять параметры, которые выбрала камера. Вы можете отрегулировать светочувствительность ISO и баланс белого, выбрать режим и точку автофокусировки, экспозамер, экспокоррекцию, корректировать пару выдержка-диафрагма, сдвигая ее в необходимом Вам направлении (программный сдвиг). Вы можете также управлять вспышкой.
Достоинства: естественно, это более интересный вариант по сравнению с полностью автоматическим режимом. Изменяя параметры съемки, Вы можете влиять на результат.
Недостатки: неудобство состоит в том, что Вы не можете задать необходимый Вам фиксированный параметр (выдержки, диафрагмы). Вы не всегда захотите согласиться с тем, что предлагает камера, это может произойти, например, при частой смене условий освещения, когда часто подстраивать нужную экспопару не очень удобно.
Режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Почти любые сценарные режимы можно моделировать соответствующей настройкой выдержки и диафрагмы, но сделать обратное невозможно. Режимы представляют собой как бы шпаргалку для пользователя, созданную разработчиками модели. Можно вполне обойтись без сюжетных режимов, если знать заранее, какие значения параметров выдержки, диафрагмы, светочувствительности понадобятся. Приоритет выдержки и диафрагмы - в основном очень удобные режимы для съемки, они дают возможность точно установить необходимый параметр. Например, Вы идете на выставку в качестве фотографа: на выставке много разных экспонатов, освещены они по-разному, а Вам нужно, чтобы все снимки получились четкими, резкими, нормально проэкспонированными. У Вас просто нет времени каждый раз вручную устанавливать выдержку и диафрагму, ведь снимать нужно много. В этом случае Вам лучше установить фиксированное значение диафрагмы, чтобы глубина резкости вас устраивала, допустим, f6.3. После чего камера сама будет определять выдержку, ориентируясь на установленные вами параметры диафрагмы и чувствительности. Режим приоритета выдержки неоценим, если Вы снимаете движущиеся объекты, например, движущегося спортсмена. Установить короткую выдержку, например1/500 с или 1/1000 с, а камера сама выберет соответствующую диафрагму (так как она в этом случае не имеет определяющего значения). В результате Ваши снимки получаются четкими, а не «смазанными».
Преимущества: основным преимуществом является экономия времени, данный режим позволяет проводить оперативную съемку. Вы не тратите время на «подкручивание» колесиков, не нужно подбирать выдержку и диафрагму к каждому кадру. Особенно удобен режим приоритета при репортажной съемке. Вместе с интегральным (матричным) замером режим приоритета даст хороший результат, особенно на улице. Относительно сюжетных режимов, в этом случае результат более предсказуем и точен.
Недостатки: Вы можете получить неверную экспозицию из-за того, что камера ошиблась при выборе освещенности. Учтите, что экспопара в этом случае подбирается автоматически, и Вам это может помешать, если Вам нужно передержать или недодержать снимок.
Полностью ручной режим. Обозначается буквой «М» - manual. Этот режим дает самый точный контроль над процессом создания снимков. Все выставляется вручную: выдержка, диафрагма, светочувствительность и тип экспозамера. Вы сами добиваетесь нужной Вам экспозиции.
Преимущества: такой режим незаменим при съемке в студии со вспышками. Вы получаете гарантированно нужный результат благодаря точной установке всех параметров. Рационально использовать ручной режим и в тех условиях, с которыми автоматика не справляется и результат ее работы Вас точно не обрадует. Этот режим наиболее предпочтителен при съемке архитектуры, пейзажа. Можно на сто процентов предсказать высокую результативность камеры. Полезен ручной режим и при съемке панорам: если проводить панорамную съемку в автоматическом режиме, Вы можете получить разную экспозицию для разных частей панорамы. Еще один момент: фотограф может сделать несколько снимков, корректируя параметры съемки, и оценить результат наглядно. Ведь не всегда все получается с первого раза. Слава Богу, цифровая фотография позволяет экспериментировать, не жалея пленки, где тратить пленку подобным образом просто невозможно. И результат можно увидеть и оценить сразу: на компьютере, ЖК-мониторе или по гистограмме.
Недостатки: если Вам нужна высокая скорость съемки, этот режим Вам не подойдет (например, при репортажной съемке). Если вчерашний неопытный пользователь научился фотографировать в ручных режимах, очень часто он просто не хочет возвращаться к автоматическим, хотя работать с ними проще и быстрее. Конечно, все зависит от индивидуальных навыков, можно делать снимки в ручных режимах на достаточно большой скорости. Однако в любом случае, автоматические и полуавтоматические режимы дают «фору» по времени по сравнению с ручным.
Но даже в автоматическом режиме есть возможность «ухватить» нужный момент. Для решения этой задачи можно использовать режим серийной съемки, при котором камера будут снимать несколько кадров подряд, а Вам останется только выбрать наилучший снимок.
Чтобы научиться делать хорошие снимки нужно... Просто снимать больше. Чем чаще - тем лучше. Практика даст Вам гораздо больше, чем бесконечное углубление в теорию. Только на практике Вы оцените сильные и слабые стороны Вашей камеры, и, приспособившись к ним на практике, добьетесь наилучших результатов. Любые, даже неблагоприятные условия для съемки не помешают Вам точно экспонировать кадр : это зависит от правильных настроек параметров Вашей камеры.
Copyright (c) www.fotoman.name