Неплательщикам штрафов перекроют дорогу
Им запретят въезжать на городские стоянки
Столичные власти продолжают внедрять новые способы борьбы с водителями, не желающими своевременно оплачивать штрафы. Департамент транспорта намерен закрыть нарушителям доступ на плоскостные стоянки, предназначенные для временного хранения машин возле торговых центров и парков. Происходить это будет автоматически: с помощью камер, считывающих автономера, и шлагбаумов.
О новых ограничениях для водителей--неплательщиков штрафов вчера сообщили в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).
Предполагается, что им будет ограничен доступ на плоскостные стоянки (отделенные от улично-дорожной сети территории). Для этого, в частности, будут установлены видеокамеры, способные считывать номера автомобилей (об этом говорится в техническом задании к тендеру по оснащению парковок на 913 млн руб.). При въезде на стоянку система будет проверять автомобиль по базе данных, и если за владельцем числится неоплаченный штраф (за парковку или нарушение ПДД, например), шлагбаум не откроется. Граждан, которые нарушают правила парковки слишком часто (оплачивая при этом штрафы), система сможет заносить в отдельный черный список, также отказывая в проезде на стоянку. В АМПП отметили, что пока речь идет о проекте, сроки его внедрения неизвестны: как минимум городу нужно будет получить информацию из базы данных ГИБДД о должниках. Тем не менее объявленный конкурс предполагает, что автоматические камеры будут установлены на 57 стоянках до конца 2014 года.
Напомним, что, согласно КоАП, у нарушителя есть 60 дней на оплату штрафа, после чего ГИБДД, АМПП или другой орган могут обратиться в суд, который накажет неплательщика по ст. 20.25 КоАП: штраф в двойном размере или административный арест до 15 суток. Материалы направляются судебным приставам, которые взыскивают неоплаченные штрафы.
Таким образом, у властей уже имеется инструментарий для борьбы с неплательщиками. Наибольшее количество нарушений фиксируется именно в Москве (в частности, из-за множества камер и автомобилей), поэтому мэрия внедряет собственные способы выбивания долгов. В частности, АМПП плотно работает с приставами, которые дежурят на штрафстоянках и не отдают машину без оплаты задолженностей («Ъ» сообщал об этом 18 августа).
Вопрос о разработке системы допуска на плоскостные стоянки пока до конца не решен, поскольку сами стоянки еще не объединены в общую систему. Планируется создать сеть стоянок временного хранения машин, отделенных от улиц, около торговых центров, парков и других точек притяжения людей. На данный момент, как пояснили «Ъ» в АМПП, в пилотном режиме работает 19 стоянок (например, у ВДНХ и на Новом Арбате). Оборудование разных производителей пока тестируется, поэтому шлагбаумы могут вообще быть подняты. Если же система работает, то за час хранения машины взимается 100 руб. Параллельно существует еще и 21 перехватывающая стоянка около станций метро с льготными условиями хранения (платить не нужно, если водитель приобрел и использовал билет на метро). В перспективе их планируется также интегрировать в общую систему парковок АМПП.
Юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Сергей Емельянов говорит, что идея ограничить въезд на стоянки до оплаты не противоречит законодательству. «Другой вопрос, что действующая система оплаты не очень удобная,-- говорит он.-- Граждане не могут платить наличными. Если эта проблема не решится, количество граждан, не оплативших парковку, будет увеличиваться. А это значит, что все большее число водителей не сможет попасть на стоянки, несмотря на готовность платить». В начале этой недели ОЗПП направило обращение мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой разрешить оплату наличными на парковках, однако в АМПП эту идею уже не поддержали.
Стоит отметить, что жертвами новой системы могут стать не только злостные неплательщики. Как неоднократно сообщал «Ъ», своевременную передачу информации об оплате штрафа из банков в базу данных ГИС ГМП власти пока не гарантируют: гражданин перечисляет деньги в срок, но числится неплательщиком. Именно по этой базе данных, как предполагается, камеры будут «пробивать» въезжающие на стоянки машины.