Платную парковку предлагают на время отменить
Общественная палата просит временно приостановить в столице работу парконов и эвакуаторов.
Платную парковку в столице просят приостановить до того момента, пока не будут решены все выявленные прокуратурой претензии к Администратору московского парковочного пространства (АМПП). После проверки организации савеловскими межрайонными прокурорами выяснилось, что у парковочного регулятора нет официальных должностей, уполномоченных взимать штрафы, а электронные подписи в протоколах на получение штрафов, как оказалось, иногда ставились сотрудниками АМПП, находящимися в отпуске. Обращение с требованием «заморозить» платную парковку (документ есть в распоряжении «Известий») к руководителю департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову направил первый заместитель председателя комиссии по безопасности Общественной палаты (ОП) РФ Дмитрий Чугунов. По словам общественника, на решение проблем у АМПП может уйти около месяца, то есть до конца мая — если работу регулятора приостановят, в столице можно будет везде парковаться бесплатно.
Напомним, в начале мая в СМИ появилась информация о том, что по запросу одного из депутатов Госдумы столичной прокуратурой была проведена проверка деятельности АМПП, в результате которой было выявлено, что работа блюстителя парковочного порядка в разных аспектах расходится с законодательством.
Чугунов уверен, что нарушения АМПП дискридитируют столичную власть и могут в ближайшем будущем привести к череде судебных процессов по инициативе автомобилистов.
— Согласно существующему законодательству, взимать штрафы может только ГИБДД — деятельность авторегулятора сегодня нелегальна. У АМПП нет должностей, уполномоченных это делать, то есть в скором времени сотни людей могут потребовать через суд возврата материальных средств, отданных сотрудникам АМПП за парковку и эвакуацию. Прецедент уже есть, — говорит Чугунов. — Пока деятельность парковочного администратора не будет приведена в соответствие с законом, нужно ее приостановить. Это будет для АМПП своеобразным импульсом к тому, чтобы все проблемы свои разрешить быстрее.
Как пояснил Чугунов, второе серьезное нарушение АМПП связано с тем, что сегодня частную информацию о водителях организация может получить от МВД только в случае нарушений водителем общих правил парковки.
— Например, если человек припарковался в неположенном месте. Cбор персональных данных водителей, остановившихся в зоне платной парковки, сегодня нелегален, — сказал Чугунов. — Даже если руководство структуры хотело сделать как лучше, ускорив в обход закона процесс штрафования, нужно помнить, что АМПП представляет власть Москвы, а столица в свою очередь — всей страны. Все должны происходить по закону, вне зависимости от того, сколько времени может на это уйти. Нужно прописать отдельно, что АМПП за нарушения платной парковки имеет право запрашивать данные о водителях. Еще нужно получить заключение юристов — возможно ли это в принципе.
Также общественник обратил внимание на то, что земля, на которой организована платная парковка, до сих пор не выведена из категории «общей» земли.
— Ее просто разрисовали на карте, хотя, по закону, должны были перевести ее юридически в другую категорию, — добавил Чугунов. — Эту проблему тоже нужно устранить.
По данным СМИ, Савеловская межрайонная прокуратура вынесла АМПП представление и дала на исправление всех нарушений организации срок до конца мая 2015 года. В пресс-службе московской прокуратуры не смогли предоставить оперативный комментарий.
В АМПП «Известиям» подтвердили получение прокурорских замечаний.
— В ГКУ «АМПП» получено предписание Савеловской межрайонной прокуратуры, по всем фактам проводится проверка. Недочеты, на которые указала Прокуратура, уже устранены. Так, например, в соответствии с предписанием Прокуратуры в учреждении начали вести статистический анализ жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. Постановления о штрафах выносятся уполномоченными на это должностными лицами, электронные подписи уполномоченных сотрудников третьим лицам не передавались, — сообщили в пресс-службе АМПП.
При этом в пресс-службе отметили, что административный регулятор «всегда действует исключительно в рамках утвержденных законодательством полномочий».
— Подчеркнем, что организация платных парковок — совершенно новая практика и механизм регулирования данной сферы еще проходит доработку. Вместе с тем, постоянный контроль работы ведомства со стороны регулирующих и контрольных органов, планомерная работа по совершенствованию алгоритмов позволяет добиваться эффективных результатов: сокращается количество нарушений правил парковки, снижается уровень загруженности дорог, пешеходы могут комфортно передвигаться по городу, — заметили в пресс-службе АМПП.
Вопрос о том, готов ли руководитель дептранса Максим Ликсутов рассмотреть предложение Чугунова о приостановке деятельности АМПП, в пресс-службе департамента оставили без внимания.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что приостановки работы АМПП недостаточно — структуру нужно полностью ликвидировать.
— Мы психологически не готовы к платным парковкам — нам не объясняют, за что мы должны платить, поставив машину на обочине, — пояснил он. — Главная задача АМПП — не помогать городу, а заниматься бизнесом. Основания для закрытия структуры есть — нарушения в работе структуры обсуждались не раз.
Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский считает, что, если работа АМПП будет приостановлена хотя бы на месяц, Москва регулярно будет вставать в 10-балльные пробки.
— Если отказаться от эвакуации, ситуация вернется на несколько лет назад. И вернутся заторы в центре. Кроме того, могут быть трагичные ситуации — например, «скорая» не сможет оперативно добраться до адреса, — считает Шумский.
При этом он отметил, что не видит достаточных оснований для приостановки работы АМПП.
— Как я понимаю, претензии были выдвинуты по чисто формальным причинам, — говорит Шумский.
В феврале 2015 года были обнародованы данные о том, что с начала 2014 года АМПП и МАДИ было вынесено с нарушениями 600 тыс. постановлений на 1,8 млрд рублей. СМИ ссылались на источники в Генпрокуратуре.
Автомобильная жизнь в столице в 2014 году, после введения платной парковки, не раз оказывалась в центре скандала. Так, в октябре прошлого года в Москве произошел инцидент с водителем Константином Алтуховым, ныне известным как «Паркмен», отказавшимся платить за работу эвакуатора. Гражданин просидел в своем автомобиле 20 часов в знак протеста против эвакуации транспортного средства. При этом штраф за неправильную парковку он платить не отказывался.
Как сообщали «Известия» ранее, в России предлагают учредить должность уполномоченного по правам автомобилистов при президенте РФ. Соответствующее обращение к главе страны Владимиру Путину направил первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев. По его мнению, автоомбудсмен должен представлять интересы автомобилистов в вопросах платной парковки и принудительной эвакуации, пока что не регулируемых федеральным законодательством.