иришка

уничтожитель бензина
Кризис первого года жизни ребенка





Первый год жизни каждого малыша насыщен огромным количеством самых различных событий. Кроха появляется на свет, знакомится со своими родителями. Мама вскармливает его, учится ухаживать за ребенком, угадывает его малейшие потребности. Да и кроха активно познает окружающий мир – первый осознанный взгляд, первая улыбка, первый лепет и первое слово. И в конце первого года происходит важное событие – у ребенка происходит первое осознание себя как самостоятельной личности.
И этот самый ответственный в жизни каждого человека этап становления личности не может пройти не замеченный родителями.

Детские психологи называют этот период одним из первых этапов «вредности» ребенка. Знакомьтесь – кризис первого года жизни ребенка. Прежде послушный и ласковый кроха вдруг неожиданно начинает капризничать, упрямиться и пытаться все сделать по-своему. Накормить или одеть ребенка становится практически невозможно – родителям приходится прикладывать нереальные усилия.
Примерно два – три месяца самыми часто употребляемыми выражениями ребенка станут «я сама» и «нет». Именно в этих выражениях и заключается смысл детского протеста. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от родителей личность. Причем речь идет именно о самых близких малышу людях – родителях, бабушках и дедушках. Как правило, дети очень редко устраивают подобные «показательные выступления» при посторонних людях. Хотя, конечно же, такие казусы порой имеют место.
Что же происходит с малышом?

Не стоит злиться на ребенка и сетовать, что он «испортился». Ребенок – не колбаса и не молоко, испортиться он не может. Его поведение на 98% определяется именно вашими реакциями на его поведение. Чаще всего родители допускают следующие ошибки:

  1. Не считаются с новыми потребностями и умениями ребенка. В том случае, если родители не видят или не хотят признать тот факт, что ребенок становится более самостоятельным, они не изменят к нему отношение. И как естественная реакция – ребенок начинает изо всех сил сопротивляться. И целью всех его капризов является лишь привлечение внимания родителей – своеобразный призыв «Мама, папа! Я расту и меняюсь, и мне очень хочется, чтобы вы это учли и стали относиться ко мне немного иначе».
  2. Дают излишнюю свободу малышу. Однако и в крайности впадать также не стоит – ведь если родители дадут ребенку больше свободы, чем ему необходимо, он просто растеряется. Да и в том случае, если родители будут требовать от ребенка слишком многого, он также начнет всячески противиться этому – капризничать и поступать вопреки желаниям родителей.
  3. Отсутствие достаточного количества общения с ребенком. В том случае, если родители общаются с ребенком слишком мало, сводя все к банальному физическому уходу за малышом, у ребенка не останется никакой возможности самоутвердиться. И логическим продолжением этой ситуации станет протест ребенка там, где малыш сможет его показать – при кормлении, на прогулках, во время отхода ко сну.
Именно поэтому детские психологи крайне рекомендуют создавать как можно больше игровых ситуаций, в которых ребенок сможет пробовать свои силы. Кстати говоря, зачастую случается так, что примерно в годик кроха неожиданно наотрез отказывается выполнять даже те действия, которые раньше у него хорошо получались – садиться на горшок, самостоятельно держать чашку или ложку.
Естественно, родители искренне недоумевают, почему же так происходит. На самом деле никакого повода для паники не существует – ребенок просто теряет интерес к тому, что он давно и хорошо умеет.

Как только период первого в жизни крохи психологического кризиса пройдет, кроха снова начнет самостоятельно делать все то, что он уже умеет. А в том случае, если вы начнете ребенка насильно принуждать самостоятельно есть или одеваться, ситуация только усугубится.
Именно эти причины кризиса первого года жизни являются ведущими практически во всех случаях. Поэтому учитывайте их.



Чего делать нельзя ни в коем случае?

Как правило, родители теряются и идут по пути наименьшего сопротивления – они пытаются просто пресечь непослушание, вышколив своего непослушного малыша. Они считают, что кризис первого года жизни миновал. И, к огромному сожалению, зачастую им это удается. Почему «к сожалению», спросите вы? Да потому что единственное, чего вы добьетесь – это к подавлению собственного «я», ребенка как самостоятельную личность.
Из-за подобного отношения у ребенка очень высоки шансы во взрослой жизни стать мнительным человеком, не способным самостоятельно принимать какие-либо решения, избегающим любого чувства ответственности за свой выбор. Конечно же, это крайность, но исключать полностью подобный вариант нельзя. Ведь ни одним родителям не хочется вырастить подобную несамостоятельную личность.
Поэтому подавите на корню желание просто «задавить» ребенка своим родительским авторитетом. Конечно же, будет много ситуаций, в которых ребенок будет испытывать терпение на прочность, проверяя рамки дозволенного. Однако не поддавайтесь на провокации и старайтесь сохранять спокойствие. Гораздо разумнее начать развивать в ребенке самостоятельность. Собственно говоря, именно это и есть удовлетворение его текущих психологических потребностей.
Как развивать самостоятельность?

Однако сказать – гораздо проще, чем сделать. Давайте попробуем разобраться в том, как же смягчить кризис первого года и развить в ребенке так необходимую ему самостоятельность и даже условную независимость от родителей. Причем не стоит откладывать это на последний момент – начинать поощрять самостоятельность крохи стоит уже с первых месяцев его жизни – тем самым вы мягко и плавно подведете его к безболезненному прохождению кризиса первого года жизни.
Однако помните о том, что развить самостоятельность в ребенке очень сложно. И начинается эта самостоятельность именно с формирования глубокой привязанности ребенка к маме. Ведь ошибочно было бы воспринимать самостоятельность как полное предоставление крохи самому себе. Бесконтрольная свобода для такого малыша не просто не нужна, но и даже опасна. Как, впрочем, и для ребенка любого возраста.
Для того чтобы ваш ребенок вырос самостоятельной и уверенной личностью, в первые месяцы его жизни помогите крохе адаптироваться к новым для него условиям жизни. Для этого постоянно находитесь рядом с малышом, ведь ваше присутствие весьма позитивно отражается на его психоэмоциональном состоянии. Как ни странно это прозвучит, но самым лучшим способом приучить кроху к самоорганизации – это постоянно быть с ним рядом. Однако быть рядом – это не значит, что родители должны выполнять каждое желание крохи. Если, разумеется, он может это сделать сам.
Ваш кроха тянется за погремушкой? Не спешите тут же подавать – пусть он попробует дотянуться сам. Кроха пытается сесть в кроватке – немного придержите его, но позвольте все же сделать это самостоятельно. И поверьте – подобных задач, с которыми под силу самостоятельно справиться крохе первого года жизни – очень и очень много.
А постоянное присутствие родителей рядом неизбежно приводит к тому, что ребенок начнет соотносить все свои действия с действиями родителей. И таким образом ребенок начинает ощущать, что он также является полноправным участником всех происходящих вокруг него событий. Детские психологи утверждают, что это ощущение зарождается у ребенка очень рано – примерно в два-три месяца.
Малыш с соской во рту – вполне привычная картина. Многие родители, готовя приданое для своего крохи, не задумываясь, приобретают красивые пустышки. И как только кроха появляется на свет – ему сразу же дают соску. Конечно же, сосание успокаивает малыша. Но ни в коем случае не забывайте о том, что многие ситуации, вызывающие недовольство крохи, на самом деле являются мощным стимулирующим средством.
Простой пример – кроха недоволен из-за того, что его погремушка лежит слишком далеко. Он начинает кряхтеть и проявлять недовольство, а мама быстренько дает ему соску, особо не разбираясь, в чем именно проблема. Однако это далеко не лучший вариант – таким образом, желание добиться своего у ребенка очень быстро исчезает. Старайтесь угадывать потребности и желания ребенка и стимулировать его самостоятельность.




Использование ходунков

Ходунки – это также весьма спорный вопрос. Конечно же, стоит отдать должное – ходунки в значительной степени облегчают родителям жизнь. Однако существует еще одна обратная сторона медали – и ортопеды, и детские психологи относятся к ходункам весьма неоднозначно. Конструкция ходунков подразумевает фиксацию ребенка в подвешенном состоянии. Это крайне негативно сказывается на развитии опорно-двигательного аппарата. Кроме того, использование ходунков замедляется нормальное формирование навыков самостоятельной ходьбы.
Ребенок привыкает к тому факту, что для передвижения ему не приходится прилагать особых усилий. Дома – ходунки, на улице – коляска. И зачем крохе стараться? Поэтому гораздо разумнее приобрести крохе не привычные всем ходунки, а игрушку-каталку. Подобные игрушки сконструированы таким образом, чтобы давать малышу во время ходьбы надежную опору, но, в то же время, стимулировать его самостоятельную ходьбу.
Детские игрушки

Нельзя не упомянуть и о такой проблеме, как детские игрушки. Об этом родители не задумываются практически никогда – и зря. Порой именно детские игрушки становятся ключевым моментом в возникновении кризиса первого года жизни. Не верите? Сейчас вы убедитесь в этом сами. Генеральная уборка в детской – половина игрушек отправляется твердой рукой мамы в мусор. Знакомая картина?
А для ребенка выброшенная старая игрушка может стать настоящей бомбой, где в качестве взрывной волны выступит тот самый пресловутый кризис первого года жизни. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, старый потрепанный медведь или машинка без колес для ребенка являются ничем иным, как залогом стабильности, а значит и душевного покоя. А во-вторых, несмотря на то, что малыш еще очень мал, он может вполне по-взрослому обидеться, что вы не считаетесь с его мнением.
Возьмите себе за правило никогда не выбрасывать старые вещи и игрушки ребенка без его ведома и согласия. В противном случае ваше излишнее рвение к порядку обернется потерей доверия малыша. Конечно же, уборка с малышом – занятие не из легких, однако и его можно обернуть в свою пользу. Превратите уборку в игру – и вы убьете одним выстрелом двух зайцев: и проведете больше времени с ребенком, и приучите его к порядку и самоорганизации.
Не ограничивайте свободу малыша без надобности!

«Не лезь, не трогай, не ходи!» Родители так часто произносят эти фразы, что сами практически не замечают этого. Но детские психологи утверждают, что подобная манера общения приводит к нежелательным последствиям – ребенок постепенно прекращает любые попытки принять решение самостоятельно. А это в будущем, по мере взросления ребенка, может обернуться весьма серьезными проблемами.
Поэтому разрешайте ребенку все и по максимуму. Разумеется, в рамках разумного – жизнь и здоровье ребенка не должны подвергаться хоть малейшему риску. Поэтому всегда находитесь рядом с крохой, когда он занят таким важным делом, как познание окружающего его мира. Это гораздо более действенно, чем прятать от ребенка все и прятать ребенка от всего.
Малыш тянется к ножницам – дайте ему ножницы, но под вашим присмотром. Хочет иголку – покажите ему, что иголка колется. Знакомьте ребенка с опасностями – тем самым вы максимально обезопасите его. Ведь в противном случае ребенок все равно рано или поздно доберется до запрещенных предметов. Так пусть уж лучше это сделает под вашим контролем.
Родители, столкнувшиеся с кризисом первого возраста у своего обожаемого чада, ни в коем случае не должны опускать руки. Ведь это – лишь первая ступенька на пути взросления ребенка. И главная задача родителей – помочь ребенку пройти ее.
 
шиномонтаж2
Сверху