Стоимость парковки в Москве хотят ограничить 16,5 рублями в час
Собрав с начала года 2,4 млрд рублей за платный паркинг, столичные власти создали за счет бюджета всего 244 новых парковочных машино-места
Депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов (оба ЛДПР) готовят проект закона «О платной парковке в РФ», которым устанавливается механизм определения максимальной стоимости платной парковки в российских регионах, а также вводится запрет взимания платы за парковку в ночное время.
Согласно законопроекту, предлагается норма, в соответствии с которой регион не сможет устанавливать стоимость платной парковки за час выше, чем 0,1% от действующего регионального МРОТ. Кроме этого, депутаты предлагают запретить регионам взимать плату за парковку с 9 часов вечера до 7 часов утра.
На сегодняшний день основные споры вокруг использования платной парковки и ее эффективности в разгрузке дорог происходят в Москве. С 10 октября зона платной парковки в столице была расширена за пределы Третьего транспортного кольца.
Кроме упреков в необоснованном расширении зоны платных парковок горожане и общественники ни раз указывали на ее чрезмерную стоимость. Сегодня, чтобы на час припарковаться на территории внутри Бульварного кольца, автовладелец будет вынужден заплатить 80 рублей. Час парковки в зоне от Бульварного кольца до Садового кольца будет стоить 60 рублей. На территорию от Садового кольца действует тариф 40 рублей в час.
Кроме почасовой оплаты московские автовладельцы сегодня могут приобрести и парковочные абонементы на месяц или на год, но их стоимость также вызывает много вопросов. Так, чтобы иметь возможность месяц парковаться во всех трех зонах, водителю придется потратить на абонемент 25 тыс. рублей. За годовой абонемент придется выложить из кармана уже 250 тыс. рублей.
Размер МРОТ в Москвы составляет сейчас 16,5 тыс. рублей. В случае принятия подготовленного депутатами проекта федерального закона стоимость часа парковки в столице не сможет быть выше 16,5 рубля.
— В связи с отсутствием федерального регулирования субъекты в отношении парковок творят, что хотят. Мы видим, как в спальных районах Москвы люди стали выходить на улицы. Причина — приход платной парковки. Существующие тарифы и чехарда с резидентными разрешениями заставляют отказаться от автомобиля и пересесть в метро. Эти волнения подкрепляются пробками в метро. Это всё — результат навязчивой политики перемещения граждан с наземных дорог в подземные, — считает депутат Нилов. — Нельзя не вспомнить огромное количество нарушений, связанных с многодетными, инвалидами и остальными водителями, тоже бесконтрольных. Поэтому необходим федеральный закон, которым будет введено ограничение тарифов на платную парковку до 0,1% от МРОТ, а также установлен размер предельной площади муниципального образования, которую можно отдавать под платное парковочное пространство, и учреждена процедура обязательного согласования с жителями.
Одновременно с ограничением стоимости платной парковки депутаты предлагают запретить взимание платы за парковку с 9 часов вечера до 7 часов утра, когда городские дороги не очень сильно загружены.
— На сегодняшний день никто стоимость парковок не контролирует, и мы видим, что безнаказанность и безответственность властей не имеет границ. Сперва нам обещали введение платной парковки только в пределах Бульварного кольца, чтобы разгрузить город. Потом ее ввели и в пределах Садового, а теперь жадность к деньгам довела соответствующие структуры до того, что стали вводить платные парковки и в спальных районах, — сказал Игорь Лебедев. — Поэтому необходимо ограничить федеральным законом зоны, где можно вводить платную парковку, где нельзя, и установить границы ее стоимости.
В пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы «Известиям» рассказали, что с 1 января по 1 октября 2015 года за использование платных парковочных мест было получено 2,4 млрд рублей. Все средства в соответствии с постановление правительства Москвы № 289-ПП возвращаются в городской бюджет. В соответствии с 849-ПП средства направляются в управы районов для осуществления работ по благоустройству, при этом в согласовании списка работ по благоустройству обязательно должны участвовать представители муниципального образования района.
В департаменте отметили, что различные исследования показали эффективность использования московского платного парковочного пространства. Так, исследование, проведенное специалистами Московского автомобильно-дорожного гостехуниверситета (МАДИ) показало, что введение платных парковок увеличило пропускную способность улично-дорожной сети в центре города на 10–12 %. Загруженность дорог столицы сократилась на 25%.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе департамента строительства Москвы, в 2015 году в столице было введено в эксплуатацию 62 капитальных объекта на 23 028 парковочных машино-мест общей площадью около 675 тыс. кв. м, включая машино-места, расположенные в жилых домах, торговых, гостиничных, административных и других нежилых объектах, а также в объектах социальной сферы капитального строительства.
При этом за счет средств городского бюджета, в который, по данным департамента транспорта, от платных парковок за девять месяцев этого года поступило 2,4 млрд рублей, было построено 244 новых машино-мест. Еще 1423 машино-места были построены на объектах ГУП «Дирекция гаражного строительства». Абсолютное большинство новых машино-мест — 21 361 — были построены за счет средств инвесторов.
По мнению председателя совета директоров Института анализа политической инфраструктуры и главы компании «ЛюксАвто» Евгения Туника, решать проблему пробок и дисциплины на дорогах Москвы нужно, но не тем способом, который выбрали столичные власти.
— Они, вместо того чтобы создавать дополнительные парковочные места и обеспечить свободный проезд по улицам, породили монстра в лице «Московского паркинга», выкачивающего деньги из граждан. Дептранс пошел по самому простому пути, установив не только плату за парковки, но и введя прогрессивную шкалу. Но куда идут эти деньги, если ситуация на дорогах не меняется? — отметил он. — Экономическая выгода для города очевидна, однако с точки зрения долгосрочной перспективы допущены серьезные политические просчеты: деньги из населения выкачиваются, проблемы не решаются, социальный протест растет, а выборы в Госдуму не за горами.
В случае принятия подготовленного проекта закона о правилах установления максимальной стоимости парковки в регионах России финансовое облегчение почувствуют не только столичные автомобилисты, но и жители других городов, где максимальная разрешенная стоимость платной парковки будет еще ниже, поскольку в субъектах более низкие МРОТ.
Так, с начала сентября этого года первая зона платной парковки, охватывающая 27 улиц, начала функционировать в Санкт-Петербурге. Тариф на парковку составил 60 рублей в час. МРОТ в Санкт-Петербурге составляет 11 тыс. рублей, и в случае принятия парламентского ограничения стоимости парковки в 0,1 % МРОТ стоимость часового стояния машины на платной парковке в Северной столице не должна будет превышать 11 рублей.
В конце лета 2015 года начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству городской администрации Тулы Андрей Нагайцев на заседании штаба по стратегическому развитию города сообщил, что в областном центре до конца года будут организованы платные парковки. Проект предусматривает введение платной парковки на 45 улицах города, а стоимость парковочного места на 1 час предварительно составит 30 рублей. В Тульской области МРОТ сегодня составляет 12 тыс. рублей.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Сергей Стоянов отметил, что в плане введения платных парковок регионы ведут себя по-разному.
— Есть те, которые стараются перенимать опыт Москвы, в основном это крупные города-миллионники — Санкт-Петербург, Екатеринбург, а есть те, которые дистанцируются или же введение платного паркинга там представляется просто нелогичным, — это города вроде Ярославля, Тулы. Что касается настроений региональных водителей, там, конечно, ситуации столкновения властей и водителей уже случаются, но в сравнении с Москвой, где я бы охарактеризовал ситуацию, как взрывоопасную, проблем еще не так много, — рассказал Сергей Стоянов. — Но в дальнейшем, если экспансия заденет спальные районы, ситуация будет накаляться. Будут митинги, и не только. Когда ситуация уже просто перечеркнет всю идею платных парковок, это отразится на отношениях населения с властями самым негативным образом.