Права на кобылу и кара для хамов. Спорные законопроекты уходящего года
Не извозчик, а водитель кобылы
Министерство транспорта намеревается обязать извозчиков и кучеров обучаться вождению и сдавать на права; а кареты и сани должны проходить процедуру регистрации для получения номерных знаков. Соответствующий законопроект размещен на портале regulation.gov.ru и находится в стадии общественного обсуждения. Отметим, что документ детально проработан, в том числе — в нем дается определение понятию «гужевой транспорт», ранее отсутствовавшему в ПДД. Разъясняются технические требования к двуколкам, фаэтонам и катафалкам; например, они должны быть оборудованы стояночным тормозом и катафотами. Кроме того, в законопроекте подробно расписаны права и обязанности коммерческих гужевых перевозчиков.
Несмотря на такую детализацию, эта инициатива вызвала у экспертов недоумение: «Если бы сегодня было первое апреля, я бы посмеялся вместе с вами, — заявил АиФ.ru член правления НП „Московские областные автошколы“ Владимир Виноградов. — Но поскольку на дворе декабрь, приходится думать об этом всерьез. Где автошколы возьмут инструкторов соответствующей квалификации? Кто разработает обучающие программы для кучеров? Как будет проходить экзамен в ГИБДД? Это звучит как анекдот».
Такого же мнения придерживается и председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев: «Есть столько нерешенных насущных вопросов! Например, разделить обучение любителей и профессионалов или ввести реалистичный скоростной режим для обучающихся. Но законодатели занимаются, ей-богу, странными вещами. После полутора лет реформы образования 60% автошкол в России закрылись. Нас заставляют приобретать полуприцепы, фаркопы — которые нужны 2% обучающихся. Но мы обязаны их иметь в каждом классе, как и множество других вещей. Теперь, видимо, придется держать на балансе лошадь с телегой и думать, где закупать сено».
Воинов дорог лишат прав
Зачинщиков дорожных конфликтов хотят обезлошадить: с таким предложением выступили члены Палаты молодых законодателей при Совете Федерации. По мнению авторов инициативы, проявленная на дороге агрессия должна караться лишением ВУ, сроком от полугода до года. Законопроект предусматривает подробную классификацию дорожного хамства: так, если дело дошло до драки, у забияки следует не только отобрать права, но и наказать его по уголовной статье. Легкое хулиганство в отношении других участников движения, согласно задумке, будет караться административными взысканиями.
Планируется, что законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы в январе через один из региональных парламентов. Однако первый зампред думского комитета по конституционному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков невысоко оценивает его шансы быть принятым: «А если повар накинется на клиентов ресторана со скалкой, после того, как они раскритикуют его блюда? Нужно ли отобрать у него диплом кулинара? Очевидно, что это бессмыслица. Тогда какое отношение водительские права имеют к дракам? Молодежь из Палаты молодых законодателей нагенерировала каких-то странных идей. Нужно им еще потренироваться в законотворчестве, проба пера явно не удалась», — заявил парламентарий АиФ.ru
Автоинспекция троицу любит
С инициативой лишать прав водителей, пренебрегающих соблюдением правил дорожного движения, в ноябре выступило МВД; для этого КоАП предлагается дополнить новой статьёй — 12.28. Она наверняка будет наводить ужас на автомобилистов, ведь ВУ будут лишаться те, кто за год трижды нарушил правила эксплуатации, использования или управления транспортным средством. Хотя полное содержание пакета поправок в КоАП неизвестно, предложение вызвало шквал критики со стороны экспертного сообщества.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «В СССР это называлось балльной системой, и после распада Союза она была отменена из-за фантастической коррупционной составляющей. Если вы хотите знать, что духовно развратило нашу Автоинспекцию, то ответ — балльная система. То есть, тотальная зависимость водителя от воли инспектора. После того, как ее ввели, работники ГАИ превратились в „мастеров машинного доения“, как говорится в советском анекдоте. Последствия этого мы расхлебываем до сих пор. И надо сказать, что есть улучшения: за последние годы были упорядочены процедуры техосмотра, регистрации, наконец, появились камеры — то есть, объективные средства контроля нарушений. Зачем же нам возвращаться в темное прошлое?».
Субъективно опасен
Тема «агрессивного» или «опасного» вождения всплывала в уходящем году множество раз — фактически, после каждого крупного ДТП. В октябре МВД предложило ввести это понятие в правоприменительную практику. Но что именно считать опасным вождением и как отличить отпетых хулиганов от обычных нарушителей? Ведь на дороге любой проступок опасен и может повлечь тяжелые последствия. Точного ответа на этот вопрос не существует, так что отделять «овец от козлищ» сотрудник ГИБДД должен на свое усмотрение.
Петр Шкуматов, координатор сообщества «Синих Ведерок»: «Опасное вождение — это субъективный термин. Да, такая практика действительно существует в ряде стан. Но только там, где количество претензий к правоохранительным органам минимально, а гражданин действительно может защитить свои права в суде. У нас, к сожалению, позиция суда, в большинстве случаев, следующая: „нет оснований не доверять сотруднику полиции“. И все, уже ничего не докажешь. К чему может привести появление статьи за опасное вождение? К росту коррумпированности и произволу сотрудников ГИБДД. Водителям будет проще дать взятку и не заморачиваться, чем идти в суд, где им в 99% случаев скажут, что „нет оснований не доверять“».