SOS
Организатор Клуба
Устройства для контроля давления в шинах.
Обзор рынка
На форуме сайта хонда клуба была рассказана короткая, но пронзительно грустная история о пожеванной 17” покрышке Michelin X-Ice на аппарате Honda CR-V. Конечно, многие, кто прочитал это сообщение, скорее всего, подумали, - «сама виновата!», но давайте будем последовательны!
Во-первых, покрышку за $250, как ни верти, жалко.
Во-вторых, девушка-владелица «села» на полноприводный автомобиль после переднеприводного Сивика, и за окном снег и немного гололед, плюс пробки, - она еще даже не успела научиться «чувствовать» машину…
В общем, скажем Вам честно, в этих условиях очень мало кто может быть застрахован от потери контроля над состоянием колес. Поэтому еще с вечера пятницы мы задались вопросом, а есть ли на рынке запчастей какой-то (желательно, конечно, очень недорогой) девайс, который бы позволил без регулярного пробега вокруг автомобиля с манометром, контролировать давление в шинах.
Оказалось, выбор есть, и он огромен! Фактически, он упирается только в размеры кошелька клиента. Поэтому, прежде чем рассказывать Вам, что мы таки нашли, давайте упомянем про то, для чего надо следить за давлением в колесах, чтобы картина стала более полной.
Итак, нормальное давление в колесах (для каждой машины оно свое, и в Honda, как правило, эти данные написаны на проеме водительской или пассажирской дверей) необходимо для следующего:
1. Сохранности резины (это очевидно, и не подлежит сомнению)
2. Сохранности подвески (плохо накачанное колесо в случае плохой дороги повреждается само, слишком сильно накачанное, - передает сильный удар на подвеску, повреждая стойки и сайлентблоки)
3. Сохранности топлива (чем ниже давление в шинах, тем больше расход топлива)
4. Надежности управления автомобилем (автомобиль с по-разному накачанными колесами на дороге ведет себя нестабильно).
Надеемся, мы убедили Вас в том, что периодически надо следить за давлением в колесах. Почему же хорошо накачанные колеса могут терять давление? С проколом все понятно, но если прокола нет? Не секрет, что утечка воздуха из шины может происходить и при целостности резины, и причин тому много.
Например, иногда воздух находит небольшое отверстие для выхода между резиной и диском, если последний уже не нов.
Иногда может быть т.н. медленный прокол, когда отверстие в шине на столько мало, что давление падает очень медленно.
Случается и внезапная разбортовка колеса, когда резина на короткое время отделяется от диска и давление падает моментально. Такое случается при резких маневрах, или при движении «боком».
В зимнее время, накачанные в тепле колеса на холоде теряют «очки» из-за сжатия воздуха внутри.
Накачка холодных колес в мороз напротив, может привести к излишне высокому давлению. При начале движения и прогреве колеса, согретый воздух значительно расширяется, что может привести к выдавливанию воздуха через стыки с диском.
В общем, причин для скачков давления в шинах может быть много, и пришло, наконец, время рассказать, об устройствах, помогающих следить за ними.
Начать следует с классики.
Манометр
Манометр, - это прибор для измерения давления внутри чего либо. Автомобильный шинный манометр меряет давление в шинах. Использовать его крайне просто, - достаточно отвернуть защитный колпачок с ниппеля колеса, сильно прижать отверстием манометр к ниппелю и после характерного звука «ПШШШИК» посмотреть на результат, отражающийся на табло.
Преимущества манометра:
1. Тотальный контроль со стороны водителя за проведением операции замера. Если Вы никому не верите, - это идеальный способ для Вас.
2. Относительная дешевизна прибора. Следует сразу отметить, что хороший манометр не стоит 100 или 200 рублей. Цена за качественные аппараты начинается от 500 рублей, зато они позволяют получать надежные результаты.
3. Высокая точность показаний. Хороший прибор показывает разницу до 0,1 единицы.
Недостатки манометра:
1. Необходимость регулярной перепроверки данных. Если два дня назад все было хорошо, то сегодня это уже не факт.
2. Регулярные приседания вокруг автомобиля в летний период, как правило, никому не доставляют хлопот, однако зимой, в плотной одежде это уже просто неудобно.
3. Скручивание защитного колпачка ниппеля не вызывает негативных ассоциаций только в летнюю солнечную погоду, когда этот колпачок чистый и теплый. В холодное или мокрое время года, эта операция редко вызывает приятные эмоции.
4. Проверка всех четырех колес манометром требует времени, которое часто просто жалко тратить.
5. В случае прокола во время движения (как в случае, с которого и началось написание этой статьи) манометр абсолютно бесполезен.
Резюме.
Манометр, это как ножной насос для накачки колес, вроде бы полезная штука, которая до сих пор продается в магазинах, но покупают ее только фанаты. В настоящее время, большинство простеньких электрических компрессоров дешевле хорошего ножного насоса. То же самое можно сказать и про манометр. Никакой автономности. Существуют и другие, более удобные способы проверки, однако всегда найдутся люди, которые купят именно хороший старый добрый манометр, из принципа «лучше меня никто не проверит».
Колпачки-индикаторы давления
Колпачки-индикаторы, - это миниатюрные несъемные манометры для каждого колеса. Для того, чтобы стать их счастливым обладателем, надо приобрести такой комплект, который предназначен именно для Вашего автомобиля, согласно прикрепленной к проему двери табличке. Если для Вашего автомобиля необходимо постоянное давление в 2,2 атмосферы, то берете комплект, на котором написано «2,2», если 2 атмосферы, значит «2» и так далее. Затем, Вы прикручиваете эти колпачки вместо стандартных колпачков, и получаете желаемый результат.
Принцип работы чрезвычайно прост. Внутри колпачка под прозрачной его частью скрывается пластиковое устройство, напоминающее телескопическую антенну. Пока давление в колесе нормально, - Вы видите зеленый колпачок под прозрачным пластиком. Как только давление снизилось, - зеленая часть опускается ниже, и становится виден оранжевый (или желтый) сегмент «антенны». Если дела совсем «грустные», - зеленая часть уходит совсем в корпус и становится виден красный сегмент.
Теперь, когда принцип работы понятен, давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого контроля.
Преимущества:
1. Отпадает необходимость регулярно проверять давление манометром. Все видно сразу, и достаточно наглядно.
2. Низкая стоимость устройства. Дешевые китайские варианты стоят от $8 за 4 штуки на рынках. Дорогие версии, производства США встречаются в Интернете по $18 за комплект. То есть вполне соотносимо по цене с хорошим манометром!
3. Симпатичный внешний вид, привлекающий внимание к машине.
Удобство круглогодичного доступа к данным, вне зависимости от погодных условий.
4. Мгновенность получения данных при осмотре. В отличие от манометра, с которым нужно присаживаться возле каждого колеса, с данными колпачками достаточно беглого взгляда для контроля над ситуацией.
Недостатки:
1. Очень относительная точность устройства. При этом, чем более «китайский» прибор мы имеем, тем больше эта относительность.
Непонятная ситуация с избыточным давлением. По идее, в этой схеме избыточное давление никак не отражается.
2. Привлекательный внешний вид может привлекать не только добрых людей. Антивандальная стойкость подобных колпачков минимальна, поэтому стоит морально приготовиться к тому, что их регулярно будут свинчивать завистники.
3. Бесполезность устройства при проколе, когда машина на ходу. Ситуация аналогична манометру. Если колесо резко спустило, или спускало на протяжении дня по чуть-чуть, и все это время на него не обращали внимания и продолжали движение, - ситуация будет аналогична заявленной в начале статьи проблеме.
Резюме. Колпачки с цветовой индикацией давления в шинах, - удобный, недорогой, привлекательный, но крайне вандалонеустойчивый вариант. Если автомобиль ночует на улице, рассчитывать на длительное присутствие их на Вашем автомобиле несколько наивно, - яркие колпачки привлекут внимание даже тех, кому они не нужны. Точность их измерения также оставляет желать лучшего. Но в целом, положительных моментов больше.
Электронная система индикации давления и температуры в шинах (TPMS) с внешними датчиками.
Это уже серьезная система. В отличие от предыдущей, механической, электронная система позволяет видеть не только уровень давления в шинах, но и температуру. Это очень важный и полезный показатель. Принцип действия прост, - датчики устанавливаются вместо колпачка ниппеля, и считывают необходимую информацию, передавая ее на головное устройство, которое может быть выполнено в виде брелока, или экрана внутри автомобиля. Преимущество системы в непосредственном контроле за каждым колесом, без необходимости визуальной проверки. Кроме этого, такая система способна оповещать о падении давления в шине в режиме «онлайн», то есть прямо во время движения.
Преимущества:
1. Точность измерения до 0,1 атм.
2. Отображение температуры внутри покрышки.
3. Форм-фактор в виде колпачков на ниппели, позволяет переставлять датчики с летних колес на зимние, и обратно.
4. Мониторинг состояния в режиме реального времени с передачей информации на брелок или на специальный монитор в салоне.
5. Индикация состояния колеса при «медленном проколе».
6. Возможность звукового сигнала, при падении давления в колесе с индикацией поврежденного колеса.
Недостатки:
1. Цена. Стоимость подобных устройств начинается от $200 и выше.
2. Низкая антивандальная стойкость. По аналогии с предыдущими колпачками, эти, не смотря на менее привлекательный внешний вид, также слабо защищены от завистников и просто хулиганов, но стоимость одного датчика в несколько раз дороже комплекта разноцветных колпачков из предыдущего описания.
3. Низкая стойкость против агрессии окружающей среды. Нечасто, но такие электронные колпачки страдают от попадающих камней.
4. Высокая стоимость нового датчика.
Резюме, - практически идеальное устройство для эксплуатации в цивилизованных районах, или при хранении на охраняемых парковках. В условиях нахождения автомобиля вне охраняемой территории, значительно повышается шанс потери датчиков по причине банального воровства. Стоимость одного датчика составляет около $40-50.
В остальном, - вещь крайне полезная и нужная, особенно для водителей автомобилей с шинами больших размеров. Спасение жизни одной покрышке может окупить стоимость этого устройства. Из небольших особенностей эксплуатации, не отнесенных нами к недостаткам, - необходимость контролировать сотрудников шиномонтажных мастерских при работе, чтобы случайно не установили не тот колпачок.
Электронная система индикации давления и температуры в шинах (TPMS) с внутренними датчиками.
В отличие от системы с внешними датчиками, датчики данной схемы расположены внутри колеса и монтируются в зоне ниппеля. Фактически, ниппель является частью датчика. Такой подход с одной стороны жестче привязывает датчик к колесу, с другой, - сами датчики защищены практически от всего.
Поскольку эта система считается более привязанной к автомобилю, техническая реализация допускает возможность установки нескольких устройств, привязанных к одному монитору. Лучший из вариантов представленных на рынке с точки зрения функциональности.
Преимущества:
1. Высокая точность измерения (до 0,1атм).
2. Отображение не только давления, но и температуры воздуха в шинах. Дополнительные преимущества те же что и у предыдущего варианта.
3. Мониторинг в режиме реального времени
4. Высочайшая антивандальная стойкость. Снаружи ниппель выглядит как обычный ниппель.
5. Индикация состояния колеса при «медленном проколе».
6. Звуковой сигнал при падении давления в колесе с индикацией поврежденного колеса.
7. Широкая гамма дополнительных сервисов на одном устройстве. Возможно исполнение в виде целого комбайна устройств, с камерой заднего вида, с парктроником и датчиками давления и температуры воздуха в колесах с выводом на монитор, входящий в комплект. В то же время, возможна установка только системы контроля за давлением и температурой воздуха в шинах.
8. Долговечность работы датчика от батарей. Время работы датчика от одной батареи достигает восьми лет.
9. Инерционное включение датчика. Существуют модели, имеющие функцию энергосбережения, которые отключают датчики на стоящем автомобиле и автоматически включают их при начале движения или изменении давления в колесе.
10. Возможность контролировать одновременно пять(!) колес включая запасное.
11. Возможность изменения контрольных параметров давления и температуры. Например, Вам нравится ездить на более мягких, или наоборот более жестких колесах, нежели рекомендует производитель. В этом случае, Вы можете сами настроить, уровень давления, необходимый для отслеживания системой.
Недостатки:
1. Высокая цена. Стоимость данной системы в качественном исполнении начинается от $250.
2. В случае использования двух комплектов колес (зимние и летние) на дисках, необходимо покупать два комплекта устройств. Установка осуществляется при монтаже покрышек на диск.
3. Необходимость напоминать сотрудникам шиномонтажного сервиса о дополнительном внимании при работе с колесом, на котором установлен внутренний датчик, во избежание повреждения его монтажным инструментом.
Резюме.
С точки зрения функциональных возможностей, этот вариант является самым привлекательным из всех, что присутствуют на рынке. Единственным спорным моментом является цена устройства. Отдавать почти $300, если Вы неторопливо катаетесь по городу, если Ваша машина не имеет больших колес, или Ваш заработок не зависит от состояния Вашего автомобиля, - наверное, это лишнее.
Однако, если Вы часто ездите на далекие расстояния, или если на Вашем автомобиле используются колеса с большим размером, или Вы зарабатываете на своем автомобиле, или если Вы просто трепетно относитесь к надежности и стабильности управления Вашим автомобилем, этот вариант, на наш взгляд, лучший.
Гамма устройств, представленных в этой группе, очень широка. Наиболее интересной, простой и понятной, нам показалась система, монитор которой включается в прикуриватель, и отображает состояние колес в режиме онлайн. При выходе из машины, если она «ночует» на неохраняемой парковке, этот монитор можно забрать с собой, а колесные датчики внешне будут выглядеть как обычные ниппели. Таким образом, соблюдается первое правило сохранности автомобиля, - он ничем не привлекает внимание злоумышленника. Это решение кажется нам наиболее практичным.
Для тех, кто решил «не мелочиться», существуют системы, объединяющие в себе не только систему контроля за температурой и давлением воздуха в шинах, но и навигацию(!), камеру заднего вида(!) и парковочные радары(!) с выводом на входящий в комплект монитор. К сожалению, позиция на рынке этого комбайн-решения несколько шаткая. С одной стороны, система никак не претендует на «бюджетность», с другой, - в дорогих автомобилях, подобная система уже предустановленна производителем. Можно сколь угодно долго говорить о преимуществах последнего решения (например возможность задать уровень контроля за давлением и температурой самостоятельно невозможна в предустановленной автопроизводителем системе, а в сторонней, - без проблем), но почему-то нам кажется, что мало кто решится «вырывать» из той же Acura «родную» систему, для того чтобы поставить на ее место пусть и хорошую, но чужую. Если мы не правы, - расскажите нам про обратное!
Общие выводы.
Надеемся, нам удалось окончательно убедить всех в том, что за давлением в колесах следить нужно. В этой статье мы рассмотрели четыре основных способа «слежки». Первые два уберегут Вас от только разницы давления, но никак не помогут выявить проблему в начальной стадии. Часто, она начинается с наезда на небольшой гвоздик, который дает небольшое отверстие, отчего воздух выходит постепенно, однако при езде на большие расстояние, такой прокол может стать «летальным» для покрышки. Изжеванная колесным диском, она теряет свою структуру, и даже в случае удаления гвоздя и заделки отверстия, не может быть полностью восстановлена. На колесах небольшого размера (13-15 дюймов), это обидно, но не сильно дорого $70-100 за поврежденное колесо. Однако, при стоимости колеса от $200 и выше, это уже становится по-настоящему болезненно для кошелька.
Предупредить о проблеме в самом начале ее появления призваны вторые два устройства в этом обзоре.
Преимущества сменных колпачков очевидны, однако мы не знаем ни одного неохраняемого места в России, где можно было бы гарантировать их сохранность. К сожалению, вероятность быть скрученными у них намного больше 50%. При этом, скручивающий их человек чаще всего сделает это не с целью выгоды, а скорее просто из хулиганских побуждений, или из чувства «гражданского протеста», как сейчас модно говорить. В этих условиях, наиболее привлекательными становятся системы с «закрытыми» датчики.
Еще одной полезной особенностью систем, которые умеют «мониторить» не только давление, но и температуру воздуха, можно назвать их косвенную способность диагностировать состояние ступичных подшипников и тормозных систем колеса. Эта «незадокументированная» функция заключается в следующем, - при критическом износе подшипника, или подклинивании тормозных механизмов, происходит интенсивный нагрев колесного диска, из-за нагрева самого проблемного узла. Часто, водитель не знает о проблеме до последнего момента, который может привести к серьезной поломке. Температурные датчики, расположенные в колесах, вылавливают неполадку, указывая более высокую температуру воздуха в колесе, расположенном на проблемном узле, чем на других колесах.
Одним словом, последние два типа устройства в обзоре относятся к категории «маст хэв» для тех, кому небезралично состояние собственного автомобиля.