Тест-драйв Civic Hybrid

SOS

Организатор Клуба
Тест-драйв Civic Hybrid

Сегодня мы попытаемся понять, за что американские и канадские журналисты так хвалят Honda Civic Hybrid. “Пытаться” мы будем, катаясь на новом “гибриде” по спец. дорогам северного полигона Такасу на острове Хоккайдо. Дорога, кстати, “по европейскую” - это горные виражи и круговые развязки, не характерные для Японии.



Эта трасса на полигоне Honda была создана именно для более эффективной настройки новых моделей Honda под предпочтения европейцев. Да - Honda Civic Hybrid планируется продавать не только в Америке и в Японии, но и в Европе, а возможно даже и в России!

Во-первых - что такое “гибридный двигатель” ? Вот представьте себе, что при каждом торможении, в бак вашего автомобиля возвращается топливо, до этого затраченное на разгон. И топливо это уже “особое” - “сгорает” оно потом без выхлопа. Вот так, весьма утрировано можно описать работу гибридной силовой установки.
Но за такое “чудо” прийдется заплатить - стоить это будет дополнительно $3000 и плюс 75 кг к весу автомобиля. Если Вас это устраивает - продолжим список того, чем Вам еще прийдется платить за “чудеса” современного “гибридомобиля”…

Вот оно - торможение перед знаком “круговая развязка”, поворот и разгон по пологой дуге вверх. Двигатель Honda Civic Hybrid, после нажатия на газ, “задумывается” на целую секунду, потом стрелка тахометра резко уходит вверх и Civic Hybrid натужно, под монотонный и не слишком приятный шум двигателя, набирает скорость. Что можно сказать: вариатор и 1.3-литровый мотор — это диагноз…

Внешне седан Honda Civic Hybrid 2006-го года типичный “американец” - это диктовка “основного рынка сбыта”…
Но интерьер у Honda Civic Hybrid хорош. Руль с серебристыми пластиковыми вставками и клавишами. Изогнутая панель, словно обнимает водителя. Приборы источают небесно-синий свет. Спереди — удобно, сзади — просторно. Багажник тоже вовсе не маленький, но тут Civic Hybrid уступает обычному седану Civic 1.8, т.к за спинкой заднего дивана смонтированы батарея и электронный блок конверторов, которые уменьшают объем багажника с 438 до 350 л. О перевозке в салоне лыж в салоне, само собой, тут тоже придется забыть - спинка закреплена намертво.
Зато “зеленые” торжествуют — Civic Hybrid, являясь полноразмерным седаном C-класса, расходует , в среднем, менее 5 литров бензина на 100 км пробега… даже в городском режиме движения!

Теперь подробнее собственно о самой “гибридной” силовой установке. Наверное каждый (по крайней мере автолюбитель) знает, что при торможении обычного автомобиля, его кинетическая энергия либо гасится сопротивлением мотора (торможение двигателем), либо рассеивается в виде тепла при нагреве тормозных барабанов и дисков - то есть уходит “в никуда”. A вот Honda Civic Hybrid позволяет забрать часть этой энергии обратно — он старается тормозить своим электродвигателем, который в данном случае будет работать как электрогенератор. И когда Honda Civic Hybrid потребуется опять ускоряться - батарея отдаст запасенную ранее энергию для работы того же электромотора — который теперь перейдет в нормальный режим, т.е. будет работать именно как двигатель. И работа электродвигателя уменьшит расход топлива на столько, сколько энергии было запасено при предыдущих торможениях.

Кстати, предыдущий Civic Hybrid (первого поколения) был устроен примерно так же. Но Honda Civic Hybrid 2006 модельного года стал удобнее и мощнее - бензиновый двигатель теперь развивает не 85, а 95 л.с., а электромотор — не 10, а 15 кВт. В сумме это дает 115 л.с.:, что весьма неплохо для автомобиля с 1.3 литровым двигателем.



Вообще новый седан Civic (восьмого поколения) во многом стал лучше - кузов стал жестче на четверть, подвески доработаны, шумоизоляция стала эффективнее.
Мотор “гибрида”, объемом 1.3 литра с одним единственным распредвалом тоже немного изменен — теперь фирменный клапанный механизм i-VTEC может работать не в двух, а в трех режимах. Третий режим — это когда все клапаны… закрыты (!!!) вообще - цилиндры, при этом, загерметизированы намертво! Нужно это только в двух случаях.
Первое: это во время регенеративного торможения — когда Hybrid замедляется, двигатель с наглухо “запертыми” клапанами перестает засасывать и сжимать поршнями воздух, т.е. почти не развивает тормозного момента и “не отнимает хлеб” у электромотора.
Второе: это кратковременное равномерное движение с небольшой скоростью, которое вполне может самостоятельно поддерживать 20-сильный электромотор. Правда, при этом ему все-таки приходится прокручивать бензиновый двигатель, вращая коленвал и распредвал в их опорных подшипниках, преодолевая трение поршневых колец о стенки цилиндра…

В таком случае возникает резонный вопрос - что мешает вообще отключить электродвигатель от трансмиссии?
Дело в том, что Honda использует упрощенную систему гибридного привода - IMA (Integrated Motor Assist) и она на такое не способна. При таком решении нет сцепления между электромотором и коленвалом двигателя — они вращаются заодно. А вот Toyota используют систему HSD (Hybrid Synergy Drive), которая используется в Prius и Lexus RX400h. Там сцеплений тоже нет, но сделано гораздо интереснее — планетарная передача позволяет произвольно останавливать и запускать все три двигателя, бензиновый и два электромотора. Да и электродвигатели у Prius гораздо мощнее.

По сути, Toyota Prius и Honda Civic Hybrid — яркий пример различных подходов в создании автомобилей с гибридной силовой установкой.
Toyota Prius — это “гибридный” автомобиль в чистом виде. Это именно наполовину “классический автомобиль” и вторая половина - электромобиль: мощности 1.5-литрового бензинового мотора и электродвигателя здесь примерно равны (77 и 68 л.с. соответственно), а специально разработанная система трансмиссии позволяет этим двигателям работать независимо друг от друга. И при езде в городском цикле (самый тот режим для электромобиля) это проявляет себя с наилучшей стороны - Toyota Prius экономичнее Honda Civic Hybrid — ее расход составляет около 4 л/100 км.

А вот Honda Civic Hybrid это просто модифицированный обычный седан Honda с самым недорогим двигателем и серийным вариатором. Т.е. он больше “классический автомобиль” (в сравнении с Prius). Бензиновый мотор у Honda Civic Hybrid более высокофорсированный — 95 л.с., при объеме в 1,3 литров. А вот электродвигатель развивает всего 20 л.с. Он, соответственно, меньше помогает как при разгоне, так и при рекуперативном торможении он менее эффективен. Как следствие - заявленный расход топлива у Honda Civic Hybrid в городе — 4,8 л/100 км.

А раз (как получается) Toyota сложнее, то значит - либо Civic Hybrid слишком дорогой, либо Prius продается по “демпинговым” ценам (в США Prius стоит от $21725, a Civic Hybrid — от $21850, т.е. разница между ними всего несколько сотен долларов).



Вот что говорят в Honda (главный инженер проекта Civic Hybrid Акира Фуджимура), по этому поводу - “Мы в состоянии создать автомобиль с гибридной силовой установкой, который будет экономичнее обычных автомобилей не на 40% (как сейчас), а на 70%. Но такие “гибриды” будут слишком дорогими и для компании Honda это экономически нецелесообразно…”.
А вот Toyota, судя по всему, действительно дотирует производство своих гибридомобилей. Представители Toyota, конечно, никогда напрямую об этом не говорят, но, опять же, и не опровергают многочисленные и весьма уверенные высказывания экспертов о том, что технически сложные тойотовские “гибридные авто”, на самом деле, должны быть гораздо дороже. Но это, вобщем-то и не странно - Toyota с ее устойчивыми мультимиллиардными прибылями легко может позволить себе такие “вложения в будущее”.

Короче говоря - Honda сознательно делает свои “гибридные” автомобили проще, потому как не хочет (да и не может тратить на это деньги). Кстати, в Honda заявляют, что Civic Hybrid должен окупиться уже в 2008 году - это очень оптимистичный план, для столь “нишевой” модели автомобиля.

Но пока Honda Civic Hybrid борется за окупаемость, Prius (который не преследует “меркантильных целей”) уже далеко впереди — он захватил практически половину мирового рынка “гибридов”. Например по продажам в США, в декабре 2005 года, Prius занимал уверенное первое место (более 9 тысяч автомобилей), Civic Hybrid — второе (2528 “гибридомобилей”), следом за ними идут Toyota Highlander Hybrid (2198 шт.) и Lexus RX400h (2172 шт.). Для сравнения — декабрьские продажи остальных двух хондовских “гибридов” в США, мягко говоря, невелики: Accord Hybrid — продано 720 автомобилей, а купе Insight — всего 42 машины.

Ну если на Accord и Insight Honda ставок уже не делает (собираясь прекратить их производство), то вот новый Civic Hybrid гораздо перспективнее - он может подтянуть Honda поближе к Toyota. Оснащен Honda Civic Hybrid не хуже — климат-контроль (с электроприводом компрессора кондиционера), аудиосистема с MPЗ-плейером… даже радарный круиз-контроль! Еще одно важное преимущество Civic Hybrid именно на североамериканском рынке - это то, что он седан, а Америка очень любит седаны… гораздо больше чем хэтчбеки (коим является Prius).

Конечно то, что Honda Civic Hybrid седан, не умаляет его недостатков. И даже американские автожурналисты (которые, как правило, оценивают автомобиль по комфортабельности) отмечают, что Honda Civic Hybrid значительно хуже “обычного” как по разгонной динамике, так и по управляемости. Да любому, кто прокатится на “гибриде” - хватит десяти минут, чтобы сложить о нем свое первое впечатление… более чем умеренное. Мотор у Honda Civic Hybrid шумный, разгон скромный, а вариатор работает с “о-о-очень неспеша”. В виражах Hybrid кренится и на повороты баранки отвечает без привычной для Civic четкости…
Да и насладиться “ездой в полной тишине” (только на электродвигателе) на Civic Hybrid - редкая удача. Все дело в том, что при быстрой езде с интенсивными и короткими торможениями (”городской” режим) маленькая батарея Honda Civic Hybrid просто не успевает подзаряжаться, и бензиновый мотор работает практически всегда — даже во время остановок (как у обычного автомобиля). А динамика разгона, при этом, тоже падает.

Так кому нужен Honda Civic Hybrid ? Ну, во первых, если он действительно расходует менее 5 л на 100 км, то (при нынешних растущих ценах на бензин) разница в стоимости “гибридного” и “обычного” Honda Civic окупится примерно за 100 тысяч км пробега. И это значимый аргумент даже в “богатой Америке”, уже не говоря о “расчетливой Европе”.
Но главный козырь (особенно для продаж за океаном) - это, конечно, имидж “зеленого автомобиля”. Сегодня “гибридомобили”, во много это просто мода… американская мода на “экологические чистые автомобили” (по статистике, из всех 100 тысяч выпущенных с 1997 года “гибридов” марки Honda, 89000 гибридо-мобилей продано именно в США, в Японии продано 5900, в Европе — 3800, а в Канаде — 1500…).

Кстати, о “успехе” гибридных автомобилей в Канаде нужно отметить отдельно. Секрет прост - в Канаде холодно. Дело в том, что при отрицательных температурах батареи гибридомобилей хуже заряжаются и хуже отдают энергию: получается, что электротехника зимой превращается в практически бесполезную безделушку.
Ну а в Японии все еще прозаичнее - там те, кто хочет экономить топливо, просто покупают маленькие “кей-кары” с 660-кубовыми моторчиками.
В Европе же экономные автолюбители выбирают дизели.
А в вот в США - там тепло, особенно на юге, а дизели (легковые) непопулярны. Но главное в США - это общественное мнение. Например даже калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер, который вообще-то обожает прожорливый Hummer Н2 -купил Prius. И не надо обольщаться, что “Терминатор” действительно воспылал нежной любовью к компактному хэтчбеку Toyota - ничего подобного. Просто Prius ему нужен для того, чтобы продемонстрировать “зеленым” свой “посильный вклад в борьбу с нефтяной зависимостью Америки”. А когда пресса не смотрит на Арнольда — в любимый Хаммер и “по газам”!

Да - гибридомобили преимущественно покупают актеры, политики и другие общественные деятели… вобщем люди вовсе не бедные (экономия бензина для них - не повод).Те кому важен сам факт “гибридности”, т.е. экологичности автомобиля.

Вот в этом свете - более простая и компромиссная, но и более дешевая система гибридного привода Honda может иметь преимущество. Встроил небольшой электромотор между двигателем и коробкой передач — получился гибридомобиль. Наверное поэтому запоздавшие с “гибридами” европейские автопроизводители подумали - посмотрели систему HSD Toyota, “оценили” всю ее перспективность… и начали строить свои “гибридомобили” по принципу системы IMA от Honda.
Так что вопрос - что перспективнее “перфекционизм или разумный компромисс” остается открытым.
 
шиномонтаж2
Сверху