Система управления двигателем

SOS

Организатор Клуба
Система управления двигателем

Системой управления двигателем называется электронная система управления, которая обеспечивает работу двух и более систем двигателя. Система является одним из основных электронных компонентов электрооборудования автомобиля.



Генератором развития систем управления двигателем в мире является немецкая фирма Bosch. Технический прогресс в области электроники, жесткие нормы экологической безопасности обусловливают неуклонный рост числа подконтрольных систем двигателя.

Свою историю система управления двигателем ведет от объединенной системы впрыска и зажигания. Современная система управления двигателем объединяет значительно больше систем и устройств. Помимо традиционных систем впрыска и зажигания под управлением электронной системы находятся:

  • топливная система;
  • система впуска;
  • выпускная система;
  • система охлаждения;
  • система рециркуляции отработавших газов;
  • система улавливания паров бензина;
  • вакуумный усилитель тормозов.

Термином "система управления двигателем" обычно называют систему управления бензиновым двигателем. В дизельном двигателе аналогичная система называется система управления дизелем.

Система управления двигателем имеет следующее общее устройство:

  • входные датчики;
  • электронный блок управления;
  • исполнительные устройства систем двигателя.

Схема системы управления двигателем
На примере двигателя с непосредственным впрыском топлива



  1. адсорбер
  2. запорный клапан системы улавливания паров бензина
  3. датчик давления во впускном коллекторе
  4. топливный насос высокого давления
  5. датчик давления топлива в контуре низкого давления
  6. датчик давления топлива в контуре высокого давления
  7. форсунка впрыска
  8. клапан регулирования фаз газораспределения
  9. катушка зажигания
  10. датчик Холла
  11. датчик температуры воздуха на впуске
  12. блок управления дроссельной заслонкой с датчиком положения
  13. управляющий клапан системы рециркуляции отработавших газов
  14. потенциометр заслонки впускного коллектора
  15. датчик детонации
  16. датчик частоты вращения коленчатого вала
  17. кислородный датчик
  18. датчик температуры охлаждающей жидкости
  19. блок управления
  20. диагностический интерфейс
  21. датчик положения педали газа
  22. топливный насос
  23. кислородный датчик
  24. датчик температуры отработавших газов
  25. датчик оксидов азота

Входные датчики измеряют конкретные параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Информация, получаемая от датчиков, является основой управления двигателем. Количество и номенклатура датчиков определяется вилом и модификацией системы управления. Например, в системе управления двигателем Motronic-MED применяются следующие входные датчики. Каждый из датчиков используется в интересах одной или нескольких систем двигателя.

[table 1 5 1] 2^ используется в работе топливной системы | датчик давления топлива в контуре низкого давления;
используется в работе системы впрыска | датчик давления топлива; датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик Холла; датчик положения педали газа; расходомер воздуха; датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры воздуха на впуске
используются в работе системы впуска | расходомер воздуха (при наличии); датчик температуры воздуха на впуске; датчик положения дроссельной заслонки; датчик давления во впускном коллекторе
используются в работе системы зажигания | датчик положения педали газа; датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик Холла; датчик детонации; расходомер воздуха; датчик температуры воздуха на впуске; датчик температуры охлаждающей жидкости; кислородные датчики;
используются в работе выпускной системы | датчик температуры отработавших газов; кислородный датчик перед нейтрализатором; кислородный датчик после нейтрализатора; датчик оксидов азота;
используются в работе системы охлаждения | датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры масла; используются в работе вакуумного усилителя тормозов датчик давления в магистрали вакуумного усилителя тормозов[/table]

Электронный блок управления двигателем принимает информацию от датчиков и в соответствии с заложенным программным обеспечением формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства систем двигателя. В своей работе электронный блок управления взаимодействует с блоками управления автоматической коробкой передач, системой ABS (ESP), электроусилителя руля, подушками безопасности и др.

Исполнительные устройства входят в состав конкретных систем двигателя и обеспечивают их работу.

Исполнительными устройствами топливной системы являются электрический топливный насос и перепускной клапан. В системе впрыска управляемыми элементами являются форсунки и клапан регулирования давления. Работа системы впуска управляется с помощью привода дроссельной заслонки и привода впускных заслонок.

Катушки зажигания являются исполнительными устройствами системы зажигания. Система охлаждения современного автомобиля также имеет ряд компонентов, управляемых электроникой: термостат (на некоторых моделях двигателей), реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятора радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.

В выпускной системе осуществляется принудительный подогрев кислородных датчиков и датчика оксидов азота, необходимый для их эффективной работы. Исполнительными устройствами системы рециркуляции отработавших газов являются электромагнитный клапан управления подачей вторичного воздуха, а также электродвигатель насоса вторичного воздуха. Управление системой улавливания паров бензина производится с помощью электромагнитного клапан продувки адсорбера.

Принцип работы системы управления двигателем основан на комплексном управлении величиной крутящего момента двигателя. Другими словами, система управления двигателем приводит величину крутящего момента в соответствия с конкретным режимом работы двигателя. Система различает следующие режимы работы двигателя:

  • запуск;
  • прогрев;
  • холостой ход;
  • движение;
  • переключение передач;
  • торможение;
  • работа системы кондиционирования.

Изменение величины крутящего момента производиться двумя способами - путем регулирования наполнения цилиндров воздухом и регулированием угла опережения зажигания.
 
шиномонтаж2
Сверху