SOS
Организатор Клуба
Система управления двигателем
Системой управления двигателем называется электронная система управления, которая обеспечивает работу двух и более систем двигателя. Система является одним из основных электронных компонентов электрооборудования автомобиля.
Генератором развития систем управления двигателем в мире является немецкая фирма Bosch. Технический прогресс в области электроники, жесткие нормы экологической безопасности обусловливают неуклонный рост числа подконтрольных систем двигателя.
Свою историю система управления двигателем ведет от объединенной системы впрыска и зажигания. Современная система управления двигателем объединяет значительно больше систем и устройств. Помимо традиционных систем впрыска и зажигания под управлением электронной системы находятся:
- топливная система;
- система впуска;
- выпускная система;
- система охлаждения;
- система рециркуляции отработавших газов;
- система улавливания паров бензина;
- вакуумный усилитель тормозов.
Термином "система управления двигателем" обычно называют систему управления бензиновым двигателем. В дизельном двигателе аналогичная система называется система управления дизелем.
Система управления двигателем имеет следующее общее устройство:
- входные датчики;
- электронный блок управления;
- исполнительные устройства систем двигателя.
Схема системы управления двигателем
На примере двигателя с непосредственным впрыском топлива- адсорбер
- запорный клапан системы улавливания паров бензина
- датчик давления во впускном коллекторе
- топливный насос высокого давления
- датчик давления топлива в контуре низкого давления
- датчик давления топлива в контуре высокого давления
- форсунка впрыска
- клапан регулирования фаз газораспределения
- катушка зажигания
- датчик Холла
- датчик температуры воздуха на впуске
- блок управления дроссельной заслонкой с датчиком положения
- управляющий клапан системы рециркуляции отработавших газов
- потенциометр заслонки впускного коллектора
- датчик детонации
- датчик частоты вращения коленчатого вала
- кислородный датчик
- датчик температуры охлаждающей жидкости
- блок управления
- диагностический интерфейс
- датчик положения педали газа
- топливный насос
- кислородный датчик
- датчик температуры отработавших газов
- датчик оксидов азота
Входные датчики измеряют конкретные параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Информация, получаемая от датчиков, является основой управления двигателем. Количество и номенклатура датчиков определяется вилом и модификацией системы управления. Например, в системе управления двигателем Motronic-MED применяются следующие входные датчики. Каждый из датчиков используется в интересах одной или нескольких систем двигателя.
[table 1 5 1] 2^ используется в работе топливной системы | датчик давления топлива в контуре низкого давления;
используется в работе системы впрыска | датчик давления топлива; датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик Холла; датчик положения педали газа; расходомер воздуха; датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры воздуха на впуске
используются в работе системы впуска | расходомер воздуха (при наличии); датчик температуры воздуха на впуске; датчик положения дроссельной заслонки; датчик давления во впускном коллекторе
используются в работе системы зажигания | датчик положения педали газа; датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик Холла; датчик детонации; расходомер воздуха; датчик температуры воздуха на впуске; датчик температуры охлаждающей жидкости; кислородные датчики;
используются в работе выпускной системы | датчик температуры отработавших газов; кислородный датчик перед нейтрализатором; кислородный датчик после нейтрализатора; датчик оксидов азота;
используются в работе системы охлаждения | датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры масла; используются в работе вакуумного усилителя тормозов датчик давления в магистрали вакуумного усилителя тормозов[/table]
Электронный блок управления двигателем принимает информацию от датчиков и в соответствии с заложенным программным обеспечением формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства систем двигателя. В своей работе электронный блок управления взаимодействует с блоками управления автоматической коробкой передач, системой ABS (ESP), электроусилителя руля, подушками безопасности и др.
Исполнительные устройства входят в состав конкретных систем двигателя и обеспечивают их работу.
Исполнительными устройствами топливной системы являются электрический топливный насос и перепускной клапан. В системе впрыска управляемыми элементами являются форсунки и клапан регулирования давления. Работа системы впуска управляется с помощью привода дроссельной заслонки и привода впускных заслонок.
Катушки зажигания являются исполнительными устройствами системы зажигания. Система охлаждения современного автомобиля также имеет ряд компонентов, управляемых электроникой: термостат (на некоторых моделях двигателей), реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятора радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.
В выпускной системе осуществляется принудительный подогрев кислородных датчиков и датчика оксидов азота, необходимый для их эффективной работы. Исполнительными устройствами системы рециркуляции отработавших газов являются электромагнитный клапан управления подачей вторичного воздуха, а также электродвигатель насоса вторичного воздуха. Управление системой улавливания паров бензина производится с помощью электромагнитного клапан продувки адсорбера.
Принцип работы системы управления двигателем основан на комплексном управлении величиной крутящего момента двигателя. Другими словами, система управления двигателем приводит величину крутящего момента в соответствия с конкретным режимом работы двигателя. Система различает следующие режимы работы двигателя:
- запуск;
- прогрев;
- холостой ход;
- движение;
- переключение передач;
- торможение;
- работа системы кондиционирования.
Изменение величины крутящего момента производиться двумя способами - путем регулирования наполнения цилиндров воздухом и регулированием угла опережения зажигания.