SOS
Организатор Клуба
Система управления дизелем
Система управления дизелем (Electronic Diesel Control, EDC) является разновидностью системы управления двигателем. Она устанавливается на современные дизельные двигатели, в т.ч. двигатели, оборудованные системой впрыска Common Rail или системой впрыска насос-форсунками. Ведущим производителем системы управления дизельным двигателем является фирма Bosch.
Основное предназначение системы управления дизелем заключается в регулировании работы системы впрыска топлива. Вместе с тем, система управления дизелем обеспечивает работу следующих систем двигателя:
- топливная система;
- впускная система;
- турбонаддув;
- система рециркуляции отработавших газов;
- выпускная система;
- система охлаждения;
- система предпускового подогрева.
Электронная система управления дизельным двигателем имеет следующее общее устройство:
- входные датчики;
- блок управления двигателем;
- исполнительные устройства систем дизеля.
Входные датчики фиксируют эксплуатационные параметры работы двигателя и преобразуют их в электрические сигналы. Номерклатура входных датчиков различается в зависимости от конструкции системы впрыска. Например, в работе система управления дизельным двигателем с системой впрыска Common Rail используются сигналы следующих входных датчиков:
[table 1 5 1] 2^ Системы двигателя | Входные датчики
система впрыска | датчик частоты вращения коленчатого вала; датчик Холла; датчик положения педали газа; расходомер воздуха; датчик давления топлива; датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры топлива; датчик температуры воздуха на впуске
впускная система | датчик положения (потенциометр) впускной заслонки; датчик положения (потенциометр) заслонок впускных клапанов (на некоторых моделях двигателей)
турбонаддув | датчик давления наддува; датчик температуры воздуха на впуске; датчик положения регулятора давления наддува
система рециркуляции отработавших газов | датчик положения (потенциометр) клапана рециркуляции; кислородный датчик; датчик частоты вращения коленчатого вала; расходомер воздуха; датчик температуры охлаждающей жидкости
выпускная система | кислородный датчик; датчики температуры отработавших газов; расходомер воздуха; датчик давления отработавших газов
система охлаждения | датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора
система предпускового подогрева | датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя; датчик температуры охлаждающей жидкости[/table]
На двигателе, оборудованном системой впрыска с распределительным ТНВД, можно увидеть и другие датчики:
- датчик давления воздуха на впуске;
- датчик момента начала впрыска (датчик хода иглы распылителя);
- датчик температуры масла;
- датчик скорости движения.
Электронный блок управления воспринимает сигналы входных датчиков, обрабатывает их в соответствии с заложенной программой и вырабатывает управляющие воздействия на исполнительные устройства. В своей работе блок управления взаимодействует с блоками управления автоматической коробки передач и антиблокировочной системы тормозов.
Исполнительными устройствами систем современного дизельного двигателя являются:
[table 1 5 1] 2^ Системы двигателя | Исполнительные устройства
топливная система | электрический подкачивающий топливный насос; дополнительный топливный насос (на некоторых моделях двигателей)
система впрыска | регулятор давления топлива; клапан дозирования топлива в ТНВД; форсунки впрыска
впускная система | электродвигатель привода впускной заслонки; электродвигатель привода заслонок впускных клапанов
турбонаддув | клапан ограничения давления наддува (перепускной клапан)
система рециркуляции отработавших газов | клапан рециркуляции отработавших газов; переключающий клапан охладителя
выпускная система | нагревательный элемент кислородного датчика
система охлаждения | электродвигатель дополнительного насоса охлаждающей жидкости (для охлаждения отработавших газов в охладителе) ; электродвигатель вентилятора
система предпускового подогрева | свеча накаливания[/table]
В результате работы системы управления дизелем реализуются следующие основные функции:
- регулирование количества впрыскиваемого в цилиндр топлива;
- обеспечение опережения подачи топлива;
- регулирование давления впрыска (только в системе Common Rail);
- регулирование частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу;
- подавление колебаний в трансмиссии при изменении крутящего момента (переключение передач в АКПП);
- ограничение максимальной частоты вращения;
- регулирование давления наддува;
- регулирование рециркуляции отработавших газов;
- охлаждение перепускаемых отработавших газов;
- обеспечение регенерации сажевого фильтра;
- облегчение запуска двигателя при низких температурах.