Почему не работает ABS на Honda Fit

SOS

Организатор Клуба
Почему не работает ABS на Honda Fit

Сегодня мы поговорим об очень распространенной проблеме, о которой, наверное, знает каждый «фитовод». Зачем же тогда о ней говорить, спросите Вы? А затем. Совсем недавно я стал свидетелем ситуации, в которой человек настойчиво рассказывал мне о том, что жидкость Yokky является полным аналогом ATF Z1 и требовал залить ее себе в машину. Поняв, что спорить бессмысленно, я умыл руки, в очередной раз удивившись тому, как очевидное и многократно рассмотренное может быть так грубо игнорировано. Поэтому было решено рассказать о, в общем-то известной проблеме, на случай, если кто-то про нее не слышал, не знает, или еще не определился, стоит ли верить тому, что говорят.

Сегодня мы поведем речь не про коробку, или спецжидкость, а про часто слышимый от владельцев Honda Fit вопрос: «А у вас есть в наличии датчики ABS?». Не хочу показаться, как говорят только в России «шибко умным», но наиболее правильным ответом в этой ситуации должна быть фраза «а что случилось?». Если клиент начинает рассказывать грустную историю об аварии и механическом воздействии на датчик, ситуация очевидна, и клиент получает необходимый датчик. Другое дело, если человек отвечает «ничего не случилось, просто сломался датчик!». Это повод насторожиться. Как показывает практика, самостоятельный выход из строя датчика ABS на Honda Fit, явление чрезвычайно редкое, и чаще всего проблемы с ABS случаются при активной помощи извне. Давайте ненадолго прервемся и рассмотрим картину в целом. Начать следует с того, что же такое система ABS.



Устройство системы ABS.

Итак, ABS (Anti-locking Braking System) или по-русски АнтиБлокировочная Система, специальная функция тормозной системы, обеспечивающая постоянное небольшое вращение колес при торможении. Для чего она создана? Дело в том, что при торможении, особенно резком, когда колеса полностью блокируются, торможение на асфальте происходит только за счет силы трения резиновых шин об асфальт. Несомненно, коэффициент трения в этот момент достаточно высок, чтобы остановить автомобиль, но такая технология имеет существенные минусы, особенно «в руках» неопытного водителя. Так, например, в момент подобного торможения автомобиль становится полностью неуправляемым, - если до начала торможения автомобиль был послушен движениям руля, то с момента торможения на заблокированных колесах, он превратился в салазки, скользящие на пятне контакта в ту точку, в которую ее направили последним, перед блокировкой колес, движением руля. Если бы у колес была способность вращения в этот момент, то появлялась бы возможность управлять автомобилем при торможении, и автомобиль бы не превращался в неуправляемый болид. Кроме того, как показали расчеты инженеров, торможение, с незаблокированными колесами значительно уменьшает тормозной путь автомобиля! Поэтому АБС, как система, стала необходимостью в конце 70-х годов ХХ века, когда автомобили стали достаточно мощными, чтобы быстро ездить, но категорически неповоротливыми, когда дело касалось остановки. Необходимость необходимостью, однако нововведение пошло в массы только в середине 80-х, и его внедрение сопровождалось массовыми отзывами, скандалами, претензиями. Люди не умели правильно пользоваться новой системой, - тормозной путь стал другим, на разном дорожном покрытии система работала по-разному, в общем недовольств было много, но со временем и система стала намного совершеннее, и люди стали относиться к ней намного благосклоннее. Сегодня, автомобиль, не оснащенный системой АБС, скорее исключение, чем норма, поскольку в городских условиях эта функция просто незаменима, - она позволяет предотвратить множество аварий, особенно на скользком покрытии.

Как работает АБС? На самом деле, очень просто. К каждому колесу автомобиля подведен специальный магнитный датчик, который считывает с определенного места количество оборотов колеса. Как правило, таким местом является зубчатое кольцо, расположенное на ШРУСах спереди, или определенная точка в тормозном барабане сзади. Как только датчик считывает блокировку колеса, - подается команда в тормозную систему и блокировка снимается, но поскольку водитель продолжает давить на педаль тормоза, колесо вновь блокируется, и опять следует команда на разблокировку. Так продолжается до того момента, пока автомобиль не остановится. Водитель, в этот момент, ощущает работу АБС пульсацией, с частотой несколько ударов в секунду, которая отдается в педали тормоза. И, если все в порядке, автомобиль останавливается, и аварии удается избежать. Следует отметить, что срабатывание системы происходит не при каждом нажатии на тормоз, а именно при блокировке колес, поэтому пользование ею в обычном режиме езды не требует никакой специальной подготовки. В общем, теперь Вы владеете достаточным количеством информации об устройстве АБС, и пора переходить к проблемам, с которыми можно столкнуться при эксплуатации автомобиля с этой системой.

Сломаться сама по себе система АБС, от старости, или от хрупкости, не может и не должна, - ее устройство крайне просто и функционально, - магнитный датчик и зубчатая конструкция вроде шестеренки. Сам блок АБС, тоже штука вполне самодостаточная, и может пострадать, разве что при мощном скачке напряжения, от которого ее защищает предохранитель. Поломка возможна только при физическом вмешательстве, - например при ударе в колесо, в результате которого может произойти смещение датчика, или при работах с подвеской у недостаточно квалифицированного мастера. Распространенная ошибка при замене ШРУС, когда вместо нужного, устанавливался более дешевый без АБС-ного кольца уже давно канула в лету, и об этой проблеме сейчас знают даже ученики в любом автосервисе. Тем не менее, при эксплуатации автомобилей типа Honda Fit (а также Mobilio, Mobilio Spike, и других, которые построены на его базе), часто возникает проблема с АБС после, казалось бы простейшей операции, - замены ступичного подшипника. На этом важном моменте следует остановиться поподробнее.
Развитие и совершенствование технологической мысли не стоит на месте. Honda в этом направлении является признанным мировым лидером, стремящимся доработать, усовершенствовать и облегчить практически каждый элемент автомобиля. В этом стремлении есть две конечные цели, - или удешевление производства узла, или увеличение его надежности. Решения компании Honda, обычно ведут разработки по второму пути, - часто, новая деталь получается дороже, чем у конкурентов, но ее ресурс полностью оправдывает ее стоимость. Одним из путей усовершенствования любого узла, Honda видит в сокращении количества рабочих элементов в любом механизме, следуя формуле «чем меньше деталей, тем надежнее узел». Нередко, более простое и совершенное технологическое устройство (а значит более надежное) получает дополнительную функцию, никак не влияющую на традиционные параметры.

Одним из таких технически грамотных решений стал перенос места «снятия» информации датчиком АБС со ШРУСа на ступичный подшипник. Дело в том, что ШРУС является узлом, чья надежность зависит от двух элементов – целостности пыльников и наличия смазки. В случае разрыва пыльника и вытекания смазки, нагрузка на узел многократно увеличивается, что ведет к поломке. В случае со ступичным подшипником все гораздо проще и понятнее, - его износ зависит только от времени эксплуатации. В результате, ступичный подшипник на Honda Fit стал источником информации для датчика АБС, которая передается посредством расположения на одной из сторон подшипника особого намагниченного металлического кольца. Сам же датчик был несколько смещен со своего привычного места и был направлен на ступичный подшипник (а не на ШРУС, как это было ранее).



Check ABS на панели приборов.

Вот теперь пришло время вернуться к теме, с которой и начиналась эта статья. Итак, к нам приходит человек, и просит продать ему датчик АБС на Honda Fit, при этом, по словам человека «датчик просто сломался». Первый, и самый главный вопрос, над которым стоит человеку задуматься, - а не менял ли он недавно ступичный подшипник на своей любимой машине? Знаете, что отвечает большинство людей после этого вопроса? «Да! А что, это как-то связано?!».

Связано. И еще как! Остается теперь выяснить, что же мастера или продавцы подшипника сотворили с машиной человека. Итак, существует, как обычно два варианта:

Вариант первый. Человеку продали низкокачественный дубликатный подшипник. Что человек выиграл? Он, безусловно, сэкономил, но только на покупке, потому что установка подшипника что качественного, что некачественного, стоит одинаково.

Дубликатные подшипники для Honda Fit (скажу честно, хороших и качественных я пока в руках не держал) можно смело отнести к категории выброшенных денег по простой причине, - до недавнего времени они совсем не имели магнитного кольца. То есть, попадая в систему, где он должен являться источником информации для функционирования системы, он просто НЕ РАБОТАЕТ! А из-за него перестает работать вся система, и загорается значок ABS на панели приборов, что равносильно значку Check для двигателя. Далее, если «мастер» совершавший ремонт, не знаком с этой ситуацией, рекомендует выехать на дорогу, и несколько раз разогнаться и затормозить, чтобы «АБС пришла в себя». Естественно, сколько бы ни жал на педаль тормоза водитель, лучше не станет.

Вариант второй. Человек купил качественный, оригинальный, 44300-SAA-003, правильно подобранный ступичный подшипник, отвез его в автосервис, где мастера торжественно водрузили его на положенное место. А симптомы те же, что и в первом варианте! В чем же дело? Вот тут уже проблема в подготовке мастеров. Дело в том, что многие мастера до сих пор не знакомы с возможностью установки на подшипниках магнитных колец для считывания информации датчиками АБС. По невнимательности, или из-за самоуверенности, они не обращают внимания на нестандартное расположение датчика в общей схеме передней ступицы, и устанавливают подшипник магнитной стороной НАРУЖУ. То есть к датчику обращена сторона подшипника с сальником (у Honda подшипники поставляются в сборе с сальниками и со смазкой внутри, в отличие, допустим, от Subaru). Естественно, в такой ситуации загорается значок ABS на панели приборов, мастер советует выехать на дорогу и несколько раз разогнаться и затормозить. И опять же, ничего от этого не изменится.

Дальнейшее развитие обоих вариантов будет примерно одинаковое, - автомобиль будет загнан на «полную диагностику на сканере», по результатам которой обнаружатся проблемы с датчиком АБС на том колесе, на котором недавно был произведен ремонт. Мастер клятвенно и торжественно заверит, что датчика он даже и не касался, и тот «сдох сам, от старости». Поскольку, если потребовалась замена подшипника ступицы, машина прошла минимум 60 000 км, что означает что у «старой машины может отвалиться что угодно и когда угодно». В общем, все доводы будут в пользу того, что все сломалось от старости, датчик надо поменять, и тогда все заработает как надо. Самое печальное, что придя с рекомендацией «заказать датчик» к некомпетентному продавцу запчастей, продавец ведь не переспрашивая, закажет датчик, и привезет его человеку. Но дело-то будет совсем не в датчике. У одного из моих клиентов проблема зашла так далеко, что он уже несколько раз ездил к супермастеру на перепайку (!!) блока АБС, и в конечном итоге, отчаявшись, приехал к нам, заказывать новый блок АБС. Как оказалось, ему просто надо было заменить подшипник на оригинальный.

Что можно порекомендовать, чтобы подобной ситуации не случалось?
1. Использовать оригинальные подшипники Honda. Дорого, зато надежно.
2. Стараться избегать дубликатных подшипников, даже тех, на которых есть магнитные кольца. Проблема в том, что степень намагниченности кольца должна быть очень определенной, и то, что кольцо притягивает к себе скрепки, еще не означает, что оно будет правильно работать. На моей памяти было несколько подшипников, чьи магнитные кольца размагничивались после недолгой эксплуатации (Febest), или изначально работали неправильно, зажигая «ABS» даже при правильном положении подшипника.
3. При передачи подшипника вместе с автомобилем мастеру, не лишним будет напомнить про магнитное кольцо. Есть, конечно, определенный риск нарваться на презрительный взгляд мастера, но чаще взгляд совсем другой. ;-)

Если «чек АБС» уже загорелся, вспомните, не меняли ли Вы недавно подшипник? Возможно дело и в нем.
 

SOS

Организатор Клуба
За последнее время еще несколько случаев
Не работает abs на honda jazz и honda cr-v
 
шиномонтаж2
Сверху