Журналистский трёп
Гражданская война на Украине, последовавшая за госпереворотом на евромайдане, привела к логичному появлению множества социальных последствий. В том числе массовому добровольческому движению с обеих сторон фронта. Волонтеры групп обеспечения и бойцы-добровольцы являлись важнейшей составляющей воюющих сторон, их кризисный военный опыт все ближайшие годы будет влиять на социально-политические процессы на Украине и в Донецкой, Луганской народных республиках.
Менее заметную, но важную роль этот фактор сыграет и для России. Причем если образ российских добровольцев, прибывших защищать идеалы Новороссии — широко известен и в целом позитивно воспринимается обществом (Стрелков, Моторола и др.), то о россиянах по ту сторону фронта — отечественному обывателю известно меньше. А зря — эти люди, приобретя в зоне АТО специфические навыки решения проблем силой оружия, способны по возвращению в Россию стать катализаторами уже нашей внутренней гражданской войны.
Ведь они идейно уехали воевать в батальоны украинских националистов против «донецких сепаров» и «москальских путинских орд», на волнах вполне искренней ненависти.
Впрочем, судя по жалобам в социальных сетях — таким добровольцам пока не до похода на Кремль, им бы справиться с сомнительным гостеприимством своей новой украинской родины. Что же произошло?
Их банально «кинули». То, что победившая новая украинская власть последовательно не исполняет розовые мечты своих майданных сторонников — давно очевидный факт. Начиная от общегосударственного провала евроинтеграции, заканчивая персонифицированными проблемами отдельных сторонников. Прямая речь:
Александр Валов, боевик полка «Азов»: «Администрация президента порошенки отказала нам, 22 азовцам из первого списка, в гражданстве. Занавес … Господа (скорее, товарищи) при власти, убийцы и преступники — это вы, обрекающие тысячу бойцов на верную смерть. Не удивлюсь, если после таких слов нас здесь начнут отстреливать по-тихому. Ну так тому и быть. Вы проиграли войну и вы же сливаете РФ своих войнов, которые приехали на зов Украины о помощи.»
Артем Есенин, боевик полка «Азов»: «Подавали документы более двадцати бойцов полка „Азов“ на Порошенко, где на каждого бойца была личная рекомендация министра внутренних дел #Авакова» … Вопрос лишь стоял в «причине отказа». Вчера она стала известна: отсутствие справки о «несудимости по преступлениям против человечности». Думали смешнее будет. …
Ага, я уже вижу, как за этой справочкой едет Мария #Гайдар в посольство. Где было законодательство, когда я АК-74 и боекомплект получал при замминистре МВД Антоне Юрьевиче #Геращенко. Бегал по Донбассу с автоматом, как угорелый, будучи находясь в международном розыске. Воевать тогда (9 мая 2014) летел в Мариуполь с точной уверенностью, что меня не кинут, если выживу и вернусь. Подыхать — пожалуйста, держи автомат; жить — соси болт, гуляй домой. Спасибо, обещалы.»
Пессимизм наших соотечественников, решивших немного поубивать за светлые идеалы новой версии Украины понять можно — в России им светят реальные сроки. А те, за кого они вроде бы сражались — отказываются банально выдавать своим «защитникам» украинский паспорт. Иронично отправляя в российское же посольство за справкой об отсутствии преступлений против человечности. Это боевиков-неонацистов то измаранного в крови «Азова»!
А гражданам России полезно понимать — что же это за люди одного с нами цвета паспорта, но радикально иных взглядов? Взглядов, которые заставили их взять в руки оружие против «ватаников и колорадов». Примеры процитированных выше персонажей вполне характерны, разброс судеб — от организатора «русских маршей», до студента-заочника из неблагополучной семьи.
Александр Валов — лидер правого движения Мурманска, противник возвращения Крыма, обвиняемый у себя в городе за хулиганство, побои и создание экстремистского сообщества. Бежал перед вынесением приговора на Украину, где и вступил в идеологически близкий «Азов». Что характерно — правые сторонники в родном Мурманске, фактически отмежевались от бывшего лидера, не выражая ему поддержки на местных националистических акциях и в медийной сфере. Классический раскол русского националистического движения на почве отношения к украинским событиям.
Артем Широкобоков, он же Артем Есенин — самарский студент-прогульщик, скинхед из семьи разведенных пьющих родителей. Приехал наугад на харьковский майдан, где и прибился случайно к людям Билецкого «ради шанса повоевать с самим Путиным». Теперь имеет все шансы попасться разыскивающему его «Интерполу».
Таким образом, перед российскими романтиками украинской «национальной революции» открываются как минимум три пути движения:
1 — прозябать на Украине без достойной работы (постмайданая экономика в кризисе, с паспортом РФ работодатели пугаются брать), шансов на образование, покупку своего жилья, социализации в мирной жизни;
2 — возвращаться в Россию, где их ждут прошлые уголовные дела, плюс новые вопросы по деятельности на Украине;
3 — искать себе новые войны и новых заказчиков. Тут стоит помнить о наличии русскоязычных боевиков-сторонников ИГИЛ в сирийской войне.
И это в случае — если подобные россияне вообще не будут принудительно депортированы домой украинским МВД, так как официально у них давно истек 90-дневный срок пребывания иностранцев.
Выбор незавидный. Хотя и не новый. Что-то подобное уже было в период затухания украинской казачьей вольницы. Пограничные территории Южной Руси и Польши, где ныне располагается современная Украина — веками были местом сосредоточения русских пассионариев, бежавших туда в вольные казаки от государевых тягот сопредельных стран. Казачество на протяжении всего периода своего существования непрерывно решало проблему вольной жизни или подвластного монархам реестрового существования.
Исторический итог известен — буйная казачья вольница, самым ярким символом которой была Запорожская Сечь, постепенно сошла на нет. Временщики-гетманы, непрерывно сменяя «кураторов», потеряли доверие и мобилизационный ресурс простых казаков — печальная участь Мазепы между Петром и Карлом тому примером. Войсковая старшина надела офицерские погоны, да обрюзгла в помещичьих усадьбах. Рядовые бойцы — кто ушел во крестьяне, кто в драгуны, кто в турецкие земли.
Самым же пассионарным российское правительство Екатерины II сумело предложить то, чем издавна занимались русские казачьи войска — освоение новых пограничных земель, движение на Восток и на Юг. Так запорожцы отправились осваивать Кубань, превратившись в Черноморское казачье войско.
Этот исторический урок неплохо бы усвоить создателям новой украинской истории, активно эксплуатирующей образ «вольных козаков» Евромайдана.
Вышиванки, оселедцы, боевой гопак, бандуры, казак Гаврилюк и прочая яркая самобытно-фольклорная символика периода площадного столично-праздничного майдана — потом перекочевала в «добровольческие батальоны». Став основой новой идеологии бойцов, убежденных, что именно они — потомки тех самых великих воинов украинской древности (на агитках — непременно в шароварах). С незапамятных времён ведущих праведный бой с московскими поработителями (для наглядности — с монголоидными чертами) их вольностей и свобод.
Все эти исторические аллюзии можно было бы воспринимать с той же степенью вежливой иронии, как рассуждения о «казацких подводных лодках» и прочих свежих открытиях альтернативной украинской истории — если бы они не служили мясорубкой людских судеб. Украина сегодня вновь стала местом притяжения пассионариев — как и в прежние века бегущих туда повоевать с сопредельных земель бывшего СССР и стран дальнего зарубежья.
Но какова их судьба — уже сегодня видно из заявлений Валова и Широкобокова. Новым их «гетьманам» не нужны «вольные козаки», да и «реестровые» с украинскими паспортами — как выяснилось не нужны тоже. К роли же «боевых холопов» российские праворадикалы пока привыкнуть не готовы. Осваивать как предки «новую туретчину» в форме ИГИЛ или идти с повинной восвояси? Время покажет. Но новый кубанский край для освоения, как когда-то запорожцам — Россия им теперь точно не предоставит.
На этом фоне российскому руководству хорошо было бы проявить стратегическую дальновидность и предоставить свою территорию для пребывания другой категории граждан — пророссийски настроенным жителям Украины, перебравшимся в РФ от преследований сторонниками Евромайдана.
Если жители Донецкой и Луганской областей, по-прежнему имеют право длительного пребывания на территории России, то харьковчане, днепропетровцы, запорожцы, одесситы — уже нет. Люди, сделавшие однозначно свой выбор, проголосовавшие ногами — могут потенциально быть депортированы из РФ обратно в шабаш украинского националистического угара. Где фигурирование в списках сайта «Миротворец» является прямым билетом в подвалы СБУ или убийством на улице, как случилось с Бузиной.
Украинские русские, оказавшиеся в РФ — не обездоленные подавленные беженцы, они продолжают принимать деятельное участие в судьбе своей малой Родины. Как человек, видевший гуманитарную помощь Донбассу от российских днепропетровцев и одесситов — уверен в этом. Самое меньшее, что может в ответ сделать Россия — это предоставить им возможность находиться и работать неограниченно долго на своей территории, вплоть до разрешения украинского конфликта.
У нас богатый исторический опыт совместного преодоления украинской смуты: пока соседи бурно разбираются со своим прошлым и вектором будущего — Россия обязана сохранить на своей территории всех граждан Украины, имеющих альтернативные точки зрения. Эти люди — основа будущей, обновленной Украины. И их надлежит беречь — что бы как минимум их не перестреляли пока что господствующие в Киеве «вольные казаки» и их ультраправые мурманско-самарские пособники.