SOS
Организатор Клуба
Система полного привода quattro
Система полного привода quattro является системой постоянного полного привода, в которой крутящий момент постоянно передается на все колеса автомобиля. С 1980 года название quattro используется автопроизводителем Audi для обозначения системы полного привода своих автомобилей и является зарегистрированным товарным знаком. Отличительной особенностью системы quattro является продольное расположение двигателя и элементов трансмиссии, которое характерно для большинства автомобилей Audi.
Несмотря на различия в конструкции систем полного привода конкретных автомобилей, можно выделить следующее общее устройство системы quattro:
- коробка передач;
- раздаточная коробка;
- карданная передача привода задней оси;
- главная передача и задний межколесный дифференциал;
- вал привода передней оси;
- главная передача и передний межколесный дифференциал.
Схема системы полного привода quattro
- коробка передач
- раздаточная коробка
- карданная передача
- главная передача и задний межколесный дифференциал
- вал привода передней оси
- главная передача и передний межколесный дифференциал
В трансмиссии quattro может устанавливаться как механическая коробка передач, так и коробка-автомат.
Раздаточная коробка непосредственно присоединена к коробке передач. Конструктивно она включает межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент на переднюю и заднюю оси. Корпус дифференциала имеет механическое соединение с коробкой передач. Распределение крутящего момента на оси в зависимости от конструкции раздаточной коробки может осуществляться непосредственно через приводные валы или отдельную зубчатую передачу.
В качестве межосевого дифференциала в системе полного привода quattro использовались и используются:
- с 1981 года – свободный межосевой дифференциал с механической блокировкой;
- с 1988 года – самоблокирующийся симметричный дифференциал Torsen с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с лучшим сцеплением до 80%. Расположение сателлитов перпендикулярно приводным валам (Torsen Т-1);
- с 2007 года – самоблокирующийся несимметричный дифференциал Torsen с распределением крутящего момента по осям в стандартном положении 40:60 и с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с лучшим сцеплением до 70% - на переднюю ось и до 80% - на заднюю ось. Расположение сателлитов параллельно приводным валам (Torsen Т-3).
- с 2010 года - самоблокирующийся несимметричный дифференциал с коронными шестернями с распределением крутящего момента по осям в стандартном положении 40:60 и с возможностью перераспределения крутящего момента на ось с лучшим сцеплением до 70% - на переднюю ось и до 85% - на заднюю ось (Audi RS5).
Схема дифференциала Torsen
На примере трансмиссии автомобиля Audi quattro- корпус дифференциала
- солнечная шестерня привода передней оси
- червячные шестерни
- солнечная шестерня привода задней оси
- фланец вала привода задней оси
- ось червячной шестерни
- сателлиты
- полый вал
- приводная шестерня
Раздаточная коробка автомобиля Audi Allroad дополнительно оснащается пониженной передачей.
Передача крутящего момента на заднюю ось осуществляется с помощью карданной передачи, состоящей из двух валов, трех шарниров равных угловых скоростей и одной промежуточной опоры.
Главная передача и задний межколесный дифференциал выполнены в отдельном картере. В разное время в системе quattro использовались следующие конструкции задних дифференциалов:
- с 1981 года – свободный дифференциал с механической блокировкой (ручной или электропневматической);
- с 1988 года - самоблокирующийся симметричный дифференциал Torsen (Audi V8);
- с 1995 года – свободный дифференциал с электронной блокировкой.
Вал привода передней оси обеспечивает передачу крутящего момента от раздаточной коробки к главной передаче и межколесному дифференциалу передней оси. Он помещен в отдельный кожух. На последних моделях автомобилей Audi, оснащенных системой quattro, коробка передач, раздаточная коробка, вал привода, главная передача и дифференциал передней оси объединены в одном корпусе.
В качестве переднего межколесного дифференциала используется сободный дифференциал, к которому с 1995 года добавлена функция электронной блокировки дифференциала.
На автомобилях Audi с поперечным расположением двигателя (Audi A3/S3, Audi TT, Audi Q3) используется система полного привода подключаемого автоматически, аналогичная системе 4Motion с фрикционной муфтой Haldex.
Перспективная версия системы полного привода от Audi основана на использовании гибридной силовой установки и носит название E-tron quattro. Данную систему планируется устанавливать на серийные автомобили с 2014 года.
Схема системы полного привода E-tron quattro
- двигатель внутреннего сгорания
- коробка передач
- кабель высокого напряжения
- электродвигатель
- высоковольтная аккумуляторная батарея
- задний мост с электрическим приводом
Конструктивно система E-tron quattro включает в дополнение к двигателю внутреннего сгорания и коробке передач два электродвигателя - мощностью 33 кВт на передней оси и 60 кВТ - на задней. При этом задняя ось имеет только электрический привод. Питание электродвигателей осуществляется от литий-ионной аккумуляторной батареи, установленной в центральном тоннеле автомобиля.