Описание различных систем VTEC

SOS

Организатор Клуба
Описание различных систем VTEC

Аббревиатура VTEC расшифровывается как “электронная система регулирования фаз газораспределения”. В данном обзоре мы опишем четыре разновидности систем VTEC: DOHC VTEC, SOHC VTEC, VTEC-E и 3-stage VTEC.
Все системы имеют общий принцип работы - это использование для конкpетного клапана различных, по профилю кулачков, в разных режимах работы, путем замыкания рокеров или коромысел небольшим стержнем, который сдвигается под давлением масла.




Дословно “VTEC” расшифровывается так: Variable Valve Timing and Lift Electronic Control, что в переводе на русский, как мы уже сказали — электронная система управления временем открытия и высотой подъема клапанов (электронная система регулировки фаз газораспределения).
Т.к. изменение длины фаз впуска и выпуска позволяет менять характеристики двигателя - этот метод широко применяется при тюнинге двигателей в спортивных целях. Но на спортивных автомобилях фазы меняются непосредственно перед гонкой, путем установки распределительного вала с измененными размерами кулачков. В данном случае максимальная отдача двигателя достигается в достаточно узком диапазоне оборотов. Это, например, дает прирост мощности на “верхах”, но неизбежно приносит значительную потерю “момента” на средних оборотах или наоборот (в зависимости от настроек).
Гонщики, зная особенности трасс, достаточно легко справляются с этим неудобством - они знают, что их ждет. Но далеко не каждому обычному водителю понравится ездить, постоянно держа стрелку тахометра, например, в диапазоне 6500~8000 об/мин. Поэтому фирма Honda и разработала систему VTEC, которая автоматически меняет фазы газораспределения, для достижения наилучших характеристик двигателя в любых условиях работы, а не для конкретного диапазона.
Система VTEC появилась в 1990 году и с тех пор уже дважды модернизировалась. В данном обзоре мы рассматриваем уже третью серию VTEC, отличительная особенность которой в том, что оптимальное время и величина открытия впускных клапанов подбирается электроникой для трех режимов работы двигателя - на высоких, средних и низких оборотах (ранее система различала только два режима - “верх” и “низ”, т.е. низкие и средние обороты для VTEC были едины). Теперь же:

  • При низких оборотах двигателя - VTEC обеспечивает экономичный режим работы на обедненной топливно-воздушной смеси.
  • На средних оборотах двигателя - фазы газораспределения изменяются так, чтобы получить максимальный крутящий момент.
  • А на высоких оборотах двигателя, система VTEC справедливо полагает, что экономия сейчас не главное, а главное — получить максимальную мощность.

Система VTEC устанавливается на три 16-клапанных двигателя Honda: 1,6 л. с двумя распредвалами (самый мощный, именно он стоит на Civic VTi - DOHC), 1,6 л. одновальный (SOHC VTEC) и полутора литровый, также с одним распредвалом, - SOHC VTEC-E, 3-stage VTEC. Последний двигатель примечателен тем, что в нем на низких оборотах из двух впускных клапанов открывается лишь один. Именно за счет этого достигается значительная экономия, результат которой — 6,7 литра бензина на 100 километров в “городском цикле”.

Описание различных систем VTEC.
Ниже описаны четыре различные системы VTEC: DOHC VTEC, SOHC VTEC, VTEC-E и 3-stage VTEC. Хотя они и различаются, но, как мы уже сказали, общий принцип работы у них одинаковый: использование для конкpетного клапана различных (по профилю) кулачков, в зависимости от текущего режима работы двигателя. Система, на самом деле, очень проста и потому надежна.
Система DOHC VTEC.



На самом деле система VTEC разработана и реализована более десяти лет назад! В апреле 1989 года в Японии было представлено новое поколение автомобилей Honda Integra, на некоторых модификациях которых (XSi, RSi, кузова E-DA6, E-DA6) стоял, поразительный в то время, двигатель DOHC, который мог дать 100 л.с. (без “турбо”) с одного литра (!!!) рабочего объема и, при этом, отличался - отличной тягой “на низах”, топливной экономичностью и экологической чистотой. Это был легендарный B16A, действительно фантастический двигатель, который с небольшими изменениями выпускается и по сей день. На этом двигателе установлена система DOHC VTEC, особенности которой в следующем:
  • Два распределительных вала, 4 клапана на цилиндр
  • Использование рокеров
  • На каждые два клапана приходится три кулачка на распределительном вале
  • Система VTEC используется на обоих распредвалах (как впускном, так и выпускном)
Система DOHC VTEC имеет два режима:
  1. В обычном режиме каждый клапан управляется своим кулачком (это внешние кулачки в каждой тройке)
  2. В режиме же максимальной мощности оба клапана управляются одним центральным кулачком
Основное назначение системы DOHC VTEC - достижение высокой мощности ( >100 л.с./л) и, при этом, хорошая тяга “на низах”.

Система SOHC VTEC.



Эта система появилась несколько позднее DOHC. Обновленный “старичок” D15B (130 л.с., 1.5 л) - один из первых двигателей использующий SOHC VTEC. Данный двигатель устанавливался на Honda Civic с 1991 года. Отличительными особенностями этой системы являются:
  • Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
  • Использование роликовых коромысел
  • На каждые два впускных клапана приходится три кулачка
  • Система VTEC используется только для впускных клапанов
  • Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов
Система SOHC VTEC имеет два режима работы, которые аналогичны режимам DOHC VTEC. Может показаться, что SOHC VTEC в чем-то хуже, чем DOHC VTEC. Но это вовсе не так, SOHC VTEC даже имеет некоторые преимущества - это простота конструкции, меньшая ширина двигателя, меньший вес и возможность достаточно легко модернизировать ей двигатели предыдущего поколения (D15B, ZC/D16A).
Назначение системы SOHC VTEC, вобщем, такое же как и у DOHC VTEC, но не столь сильно выраженное, а скорее для слабофоpсиpованных двигателей - сглаживание кривой крутящего момента.

Система SOHC VTEC-E.
Система SOHC VTEC-E появилась практически одновременно с SOHC VTEC и конструктивно весьма схожа с ней. Но эта система, не смотря на схожесть, используется совершенно для других целей. Для того, чтобы понять какие цели преследует SOHC VTEC-E, посмотрим ее особенности:
  • Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
  • Используются роликовые коромысла
  • На каждые два впускных клапана приходится два кулачка, один из которых представляет собой просто кольцо
  • Система VTEC используется только для впускных клапанов
  • Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов

SOHC VTEC-E так же имеет два режима работы:
  • При небольших оборотах оба впускных клапана управляются своими кулачками, но поскольку один из этих кулачков является кольцом, реально работает только второй клапан. Плюс за счет несимметричности потока поступающей горючей смеси (один клапан закрыт, а второй открыт) возникают завихрения, которые позволяют работать на довольно бедной смеси.
  • При увеличении оборотов срабатывает система VTEC и оба клапана начинают управляться одним нормальным кулачком.
Основная цель применения подобной системы - заметное снижение расхода топлива и улучшение экологических показаний. Но следует учитывать, что удельная мощность двигателей с SOHC VTEC-E может оказаться меньше аналогичных двигателей даже без системы VTEC.

Система 3-stage SOHC VTEC.

Эта система появилась в 1995 году на двигателе D15B, устанавливаемом на Honda Civic. Система 3-stage SOHC VTEC представляет собой объединение двух диаметрально противоположных по назначению систем: SOHC VTEC и SOHC VTEC-E. Отличительные особенности 3-stage SOHC VTEC в следующем:
  • Один распределительный вал и 4 клапана на цилиндр
  • Используются коромысла
  • На каждые два впускных клапана приходится три кулачка, один из которых как и у SOHC VTEC-E представляет собой кольцо
  • Система VTEC используется только для впускных клапанов
  • Провод для свечи проходит между коромыслами выпускных клапанов

Как следует из названия, система 3-stage SOHC VTEC имеет три режима работы:

  1. Первый режим аналогичен первому режиму SOHC VTEC-E.
  2. Во втором режиме 3-stage SOHC VTEC, также как у SOHC VTEC-E, оба клапана управляются нормальным крайним кулачком.
  3. При переходе к третьему режиму (режиму максимальной мощности) - оба клапана управляются одним высоким центральным кулачком.

Система 3-stage SOHC VTEC по своему назначению весьма универсальна, так, например, упомянутый выше двигатель D15B с с системой 3-stage SOHC VTEC имеет очень неплохую удельную мощность (130/1.5=86.(6) л.с./л), но пpи этом двигатель и в экономичном режиме, где расход топлива, пpи движении с постоянной скоростью 60 км/ч, составляет около 3.5 л на 100 км.

Вобщем, как Вы можете убедиться, пpименение систем VTEC весьма разнообразно, и вовсе не ограничивается целью достижения максимальной мощности двигателя.
 

Вложения

шиномонтаж2
Сверху