Утопленники на дорогах

SOS

Организатор Клуба
Утопленники на дорогах

Машина - новенькая Honda, только что пригнанная из Японии, "умерла" внезапно и скоропостижно. Владелец, отдавший за свое средство передвижения приличную сумму, даже и не предполагал, что у пятилетнего автомобиля может сразу "застучать" двигатель. Но факт оставался фактом. В сервисе, куда он обратился, при вскрытии движка в моторном масле обнаружили мелкие частицы песка и другого мусора, до неузнаваемости изуродовавшего детали поршнеклапанной группы. Это обстоятельство дало механикам возможность поставить однозначный и весьма неутешительный диагноз - "топляк".

"Утопленники" - это приговор

Помнится, лет дцать назад японцы, всегда озабоченные нехваткой древесины, взамен аудио-видеотехники предложили тогдашним местечковым чиновникам выловить из рек все утонувшие в нем бревна, которые от долгого пребывания в воде стали только прочнее и крепче. Видимо, уже тогда они имели большой опыт общения с подводными объектами. Советские партийные боссы, естественно, гордо отказались. А через некоторое время наш рынок наполнился точно такими же стопроцентными "топляками". Только не деревянными, а самыми что ни на есть железно-стеклянно-электрическими. Последние от пребывания в Н2О, в отличие от первых, уже не становятся более крепкими и не приобретают дотоле невиданных свойств. Хотя это утверждение и не совсем верно. Как вам отслаивающаяся от ржавых кузовных панелей краска? На свежих нетопленных японских машинах такого точно не встретишь. Впрочем, подобное явление у островного second-hand редкость. Как правило, в первую очередь от пребывания в воде страдают другие составляющие автомобиля. Какие и насколько сильно?

Есть у "утопленников" и положительная сторона - цены на них существенно меньше, а часто попадаются и совсем свежие автомобили по цене почти новых. Причем, потратив некоторые деньги, может быть, и не столь большие, как на покупку "стандартного" автомобиля, машину можно было бы привести в порядок. Но так бывает далеко не всегда, что подтверждает случай, приведенный в начале статьи. Хотя, конечно, "стукнувший" от попадания в него песка, ила и прочих мелких частиц двигатель - это самый худший вариант. В основной своей массе "топляки" страдают гораздо меньше. Впрочем, первый удар от воздействия соленой морской воды принимает на себя все же двигатель. Правда, его силовая часть (естественно, при тщательной промывке и замене моторного масла) остается без повреждений. А вот электрические и электронные составляющие агрегата "загибаются" достаточно быстро.

Добирается соль и до коробки передач. Механике это, естественно, меньше вредит. В ней достаточно пару раз сменить масло, и все придет в норму. А вот "автомат", напичканный электроникой и в некоторых модификациях даже имеющий свой процессор, подвержен негативному воздействию морской воды ничуть не меньше, чем иной высокотехнологичный двигатель. Коварная водичка, проникающая в, казалось бы, герметичный корпус через сапун и отверстие для щупа, творит там разрушительные чудеса. И если АКП наносит урон даже простой конденсат, скапливающийся на внутренних стенках коробки при ее долгом простое, то соляной раствор просто Уничтожает электронику. Кстати, другие составляющие трансмиссии, такие как, например, электрическая муфта включения переднего моста у Toyota HiLux Surf, тоже весьма легко выводятся из строя от попадания воды, тем более с солью.

Вот и выходит, что "утопленники" - это чистой воды (простите за каламбур!) негатив, без каких-либо положительных (кроме цены) сторон. Получается, приобретать такие машины себе дороже. Но ведь их количество среди трех-пятилетнего second-hand, прибывающего в наш регион, как отмечают перегонщики, близко к девяноста процентам. Поэтому перед покупателями порой встает нешуточная дилемма - хочется свежую беспробеговую иномарку, а "немоченных" среди таковых не имеется. В этом случае можно посоветовать лишь одно - покупать автомобиль у хороших, проверенных знакомых, которые проводят тщательную предпродажную подготовку. Тут опять возникает уже заданный нами вопрос, только в иной интерпретации: насколько можно устранить последствия принятия машиной соляных ванн.

Разумный подход

Как известно, японские торговцы, "задвигая" нашим соотечественникам "утопленников", не проводят абсолютно никакой предпродажной подготовки. Перегонщикам автомобили достаются в таком состоянии, в каком их достали из воды. Правда, на аукционах в Японии "топляки" и нормальные машины весьма четко разграничиваются. Хотя бы по цене - первые в полтора-два, а иногда и три раза дешевле. Понятное дело, зачастую перегонщики выбирают именно "утопленников", которые позволяют наваривать им очень даже неплохие суммы. Вот тут и встает вопрос о подготовке машины к последующей эксплуатации. Большинство продавцов гонят автомобили своим ходом, при этом не проведя даже элементарной замены масла. Конечно, узлы и агрегаты выдерживают несколько тыс. км перегона, чтобы потом в руках уже нового хозяина показать свою изношенную сущность. Именно поэтому кажущаяся свежесть автомобиля (салоны-то чистят абсолютно все) совсем не говорит о том, что он не побывал в воде.

Другое дело - иная (очень немногочисленная) категория перегонщиков, представители которой подходят к процессу совершенно иначе. Как? Об этом можно рассказать на примере одного знакомого, уже давно закупающего машины для продажи непосредственно в Японии. Надо сказать, что в его лексике нет такого понятия, как перегон. Точнее, использует он его несколько по-другому. Дело в том, что основной профиль этого человека - тяжелые грузовики с крановыми установками. А легковые автомобили он берет в нагрузку. Тем не менее, несмотря на то что легковушки приобретаются им по остаточному принципу, они проходят полный цикл предпродажной подготовки. Судите сами: купленная машина прямо с японской стоянки устанавливается в кузов грузовика, на котором едет до дома. То есть "утопленник" на пути от 'родины до своего последнего прибежища, если и двигается своим ходом, то на десятки метров. А уже на месте прибытия автомобиль загоняется в сервис, где ему с промывкой меняют все эксплуатационные жидкости, диагностируют и при необходимости заменяют компоненты электрооборудования и т. д. Ну и естественно, до последнего винтика разбирают салон, избавляя его от различного мусора. При подобном подходе у утопшего "японца" появляется весьма неплохой шанс дожить до преклонных лет.

Как обнаружить "русалку"

Итак, первое. Как уже говорилось, было бы наивно предполагать, что продавцы оставят в салоне ил и песок, по которым даже очень далекий от автомобилей человек легко распознает "русалку". Эти последствия "наводнения" ликвидируются довольно просто. В итоге глазам покупателя предстает вычищенный до блеска интерьер. Но это на первый взгляд. Зачастую перегонщики, готовя автомобиль к продаже, моют лишь наружные панели обивки, абсолютно не заглядывая под них. А там-то как раз и скрывается вышеназванный ил с песком. Порой бывает достаточно отодрать дверной порог, чтобы больше никогда не возвращаться к этой машине.

К тому же у многих "японок" имеется двойное дно, по которому проходят воздуховоды и электропроводка. А еще там есть утеплитель, прекрасно пропитывающийся соленой жижей и вследствие этого превращающийся в вонючую субстанцию, отравляющую воздух в салоне. Так что, заглядывая внутрь автомобиля, нужно на полную задействовать свое обоняние, чтобы учуять гнилостный запах, источаемый разлагающимся материалом. Впрочем, салон может и наоборот благоухать. Это тоже должно навести на некоторые подозрения.

Если продавец не дает отрывать пороги, а машина изнутри не пахнет парфюмерным магазином и, в то же время, не наводит на мысли о промсвалке, самое время заглянуть за резиновые уплотнители дверей. Обычно о них забывают, а ведь там могут скрываться мелкодисперсные частицы песка. В крайнем случае, когда салон проверен на все сто, можно попытаться снять рассеиватель одного из фонарей. Конечно, продавцу это может не понравиться, что опять же укажет на его нечистоплотность, В конце концов, с салоном покончено. Если в нем и были характерные признаки затопления, то перегонщик от них благополучно избавился. Но не исключено, что машина и вправду беспроблемная.

В таком случае на лаке, которым покрыты платы микросхем, не должен присутствовать своеобразный налет, похожий на накипь внутри чайника. Для большей уверенности можно украдкой от хозяина иголкой проколоть какой-нибудь проводок и посмотреть, не вылезет ли из него мутноватая гадость. Хотя этот способ и не гарантирует стопроцентного успеха - возможно, соль еще не начала делать свое черное дело.

Исключительно для проформы нужно посмотреть качество масла. Эмульсии на щупе не будет наверняка - вряд ли кто-то из продавцов не поменяет эксплуатационные жидкости. А вот послушать работу двигателя следует обязательно. Дело в том, что вода с легкостью вымывает смазку из всевозможных подшипников (генератора, обводных роликов и т. д.), после чего они начинают довольно явно бубнить, существенно повышая шумность работы мотора. Также необходимо послушать автомобиль на ходу. В этом случае надо обратить внимание на звуки, издаваемые коробкой передач, мостом и подшипниками. Все эти узлы должны вести себя абсолютно тихо.

И все же, несмотря на приведенные методы, риск приобретения "топляка" очень велик. Что делать, если таковой уже прописался в вашем гараже?

Мнение перегонщика:

- По своему опыту знаю, что «топляки» - это плохо… Но сами, наверное, понимаете – цена решает всё. Поэтому приходится покупать в Японии «утопленников», при этом здорово рискуя надолго с ними зависнуть. Почему? Да потому, что я никогда не выставляю на продажу неподготовленную машину. С некоторыми из них, бывало, возился от трёх месяцев до полугода… Кстати, я сам езжу на отрепетированном «утопленнике» и пока никаких «косяков» за ним не замечаю.

Мнение работника автосервиса:

- "Утопленник" "утопленнику» рознь. Делать какой-либо однозначный вывод в их отношении зависит от времени пребывания в воде и от модели машины. Взять, к примеру, какую-нибудь Corolla в "сотом" кузове или шестицилиндровый Cefiro о шести катушках зажигания. Понятно, что с первой может даже ничего не случиться, а со вторым лучше утопиться самому. К тому же "утопленник", не исключено, пробежит достаточное количество километров, пока электрика не начнет "глючить".

Добавлено через 49 минут
Совсем немного об ‘утопленниках’

С точки зрения сохранности "электронных девайсов" огромное значение имеет вопрос о том, как быстро был отключен аккумулятор на пострадавшей машине. Практика показывает, что если он был отключен в течении первых часов, то электронные системы не потребуют в дальнейшем значимого ремонта. Промывание, сушка блоков обычно оказываются достаточными. Обязательна обработка всех разъемных соединений.

Выявилась непонятно частая поломка (обрыв подогревателя) датчиков кислорода (B2 S1). Но на первом месте - неисправности ECMs and Crash-Sensors SRS.

Отказы электроусилителей руля и ECM управления электропакетом салона встречаются немного реже.

"Механические" неисправности диагностируются и устраняются достаточно просто.

Хотя бывают и "непонятки". Так например, одном авто разрежение во впускном коллекторе составляло 590...600 mBar (при норме 320...450) и время открывания форсунок при ХХ прогретого двигателя - 3.0 ms (при норме 2.0). Некоторая "вялось" при разгоне, преемлемая устойчивость ХХ и т.п. После проверки версия "подсос воздуха" - не подтвердилась. Причиной такого состояния оказался комок глины, который остался под ремнем ГРМ и, благодаря которому, при попытке запуска двигателя ремень "проскочил на один зуб. После восстановления фаз газораспределения - "All is O'k" and "thise car is like new again"!

Таким образом, долгосрочная надежность "утопленника" в "следующей жизни" практически только качеством проведения работ по его восстановлению. Практика показывает, если
  • заменены натяжные ролики ремня ГРМ
  • проведена профилактика всех электрических разъемов
  • промыты все электронные блоки
  • были сняты все "защитные" кожухи, коврики и т.п. и промыты соответствующие узлы и поверхности
  • проведена промывка двигателя, коробки, мостов и других узлов и агрегатов (естественно с заменой рабочих жидкостей)
  • проведена сушка и смазка электрических узлов

Статистика свидетельствует, что число необходимых ремонтов практически не возрастает. Обычно "всплывают" недостатки, допущенные на этапе восстановления. Но, если продавец добросовестно заявляет о "происхождении" автомобиля, берет на себя определенные обязательства, то проблем не возникает…

Если же происхождение авто скрывается, то простой осмотр скрытых поверхностей в "укромных" местах позволяет однозначно "утопленность". Следы желтой глины в каналах воздуховодов, под крышками, ковриками и обшивками - явные признаки … Обширные участки небольшой ржавчины на незащищенных металлических поверхностях, роликах коленвала и распредвалов, ну и конечно, характерный запах - дополнительные улики.

Осматривайте поверхности, которые обычно недоступны. Не стоит забывать о психологии и "логике". Т.е. обращайте внимание как продавец объясняет происхождение замеченных "особенностей"...

Обычно "утопленник" выгоден всем:
  • продавцы зарабатывают на умении купить, доставить, оформить, организовать восстановление
  • исполнители получают "фронт работ"
  • покупатели экономят деньги при покупке

Но все это только при известной порядочности всех участников

IHMO. Объективно должен отметить, что "запас прочности" made in Japan автомобилей значительно больше.
 
шиномонтаж2
Сверху