SOS

Организатор Клуба
Кондиционер - устройстви и обслуживание
Air conditioner - devices and services​

Кондиционер, как и другие агрегаты автомобиля, требует регулярного ухода и грамотного обслуживания. А для этого автовладелец должен четко понимать, что представляет из себя автомобильный кондиционер.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный холодильник, только устроен немного по-другому. Кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло служит для смазки компрессора и всей системы. Теоретически кондиционер можно было бы заполнить и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые помимо безопасности обладают еще и набором нужных характеристик. Несмотря на некоторые различия между автокондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант.



Итак, как функционирует автомобильный кондиционер. При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск 3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву 2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор 1. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор 4. В народе конденсатор часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. В этом ему помогает вентилятор 5, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель 6. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь. Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок 9. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) 10. ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель 12 — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор 13 сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной - двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе 6 стоит датчик 7 включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора 4 недостаточно (например, вы стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор 5 на полную мощность. Датчик 8 выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик 11 выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Вот, собственно, и все, что можно сказать об устройстве и работе автомобильного кондиционера. А теперь поговорим о его обслуживании.

В автомобильном кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли, грязи и т. п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и к утечке хладагента. Продлить срок его службы, как, впрочем, и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора вообще часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок - фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.

Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.

Каких-либо специальных мероприятий по подготовке кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно лишь порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. У нас обычно это откладывают до последнего, и с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.

Конденсор, прослуживший пять-семь лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе возникновения микротрещин на нем появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсор при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене. Попытки заварить его чаще всего обречены на неудачу — проблема вскоре вновь проявится, возможно, на месте другого очага коррозии. Правда, некоторым фирмам, имеющим хорошее оборудование по аргонно-дуговой сварке, а также квалифицированных специалистов, это иногда удается
 

SOS

Организатор Клуба
Автомобильные кондиционеры: мифы и легенды при эксплуатации

Автомобильные кондиционеры: мифы и легенды при эксплуатации.
Car air conditioners: the myths and legends of the operation.​

Об автомобильных кондиционерах существует множество мифов и легенд, в то же время, сия опция, наконец-то становится все более частой в стандартной комплектации даже недорогих автомобилей, так что, пришло время произвести некоторые разоблачения.

Первое, о чем надо помнить, несмотря на все большую стандартность наличия кондиционера, это все-таки опция, обслуживание которой стоит приличных денег. В деле ремонта кондиционера, как ни в каком другом верна поговорка о многократно платящем скупом, поскольку любая не устраненная вовремя неисправность немедленно образует снежный ком, ликвидация которого стоит тем дороже, чем дольше вы ее откладываете.

Популярные грабли

При покупке машины ни в коем случае не верьте заявлениям продавца, что кондиционер полностью исправен, а не работает, потому что «его надо только заправить». В качестве наглядной иллюстрации вспомните, давно ли вы заправляли свой холодильник. Если из системы ушел хладагент, значит, в ней где-то дыра. Может быть совсем маленькая, и тогда заправка на некоторое время поможет, но ненадолго. Другими словами, исправный кондиционер не может не работат, а раз уж он неисправен, решайте сами, покупать такую машину или нет. Полезно также проверить качество работы системы, для этого надо поставить регулятор температуры на минимум, скорость вентилятора на максимум. Исправный кондиционер через несколько минут, в зависимости от степени прожаренности салона, должен начать дуть обжигающе холодным воздухом.

Следующая популярная грабля

В октябре месяце у вас отказал кондиционер. Вы, как человек разумный, прикидываете, что зимой с большой вероятностью и без него в салоне будет достаточно прохладно, а потому откладываете ремонт на полгода. В течение этого полугода через отверстие, при помощи которого улетучился хладагент, в систему попадает всякая дрянь, поедающая систему изнутри. В этом случае, если летом ограничиться только ликвидацией отверстия и заправкой, долго ваш кондиционер не проживет, а если ремонтировать все по уму с полной очисткой системы, то во-первых, это будет намного дороже, а во-вторых, за полгода коррозия все равно уже начала свое черное дело изнутри.

Стоит добавить, что хладоген можут «утечь» через микроскопическую трещенку, в которую гряжи попасть будет практически невозможно. Однато тут подстерегает другая опасность – влага. Она-то сможет проникнуть даже через микроскопическую трещину и быстро впитается в масло для смазки кондиционера, что не есть хорошо.

Вредное заблуждение

Зимой кондиционер включать нельзя. Ровно наоборот, его просто-таки необходимо включать хотя бы раз в месяц. Я это делаю всякий раз, когда температура приближается к нулю, а если таковой не наблюдается дольше 3-4 недель, стараюсь заехать куда-нибудь в теплое место и погонять его несколько минут. Причина сего проста: в кондиционере присутствуют механизмы, нуждающиеся в смазке. При длительном бездействии с графитового сальника компрессора испаряется мало и возможна утечка через сальник. А поэтому длительный простой автокондиционера может неблагоприятно сказаться на сроке его службы. Поэтому для кондиционера лишнее включение полезно, чтобы разогнать хладагент и масло по системе, это продлевает его жизнь.

Добавлю, что на некоторых современных машинах автокондицинер включатся зимой сам когда идет обдув лобового стекла (сушит теплый воздух).

Еще одно вредное заблуждение

Кондиционер не нуждается ни в каком обслуживании. Заправлять его действительно, как правило, не надо, зато совершенно необходимо периодически мыть радиатор (особенно зимой, когда на нем скапливается всякая дрянь, которой обильно посыпают дороги) и подкапотное пространство. Кроме того, хотя бы раз в два года необходимо раскошелиться и промыть испаритель, вследствие повышенной влажности собирающий на себе всевозможную грязь и выращивающий на себе грибы. Дышать продуктами их жизнедеятельности совсем не полезно.

Самое вредное и дорогостоящее заблуждение

Фреон везде одинаковый, заправить кондиционер может любой дурак. Сервисов, берущихся за обслуживание кондиционеров расплодилось множество, однако, подавляющее большинство только и может, что заправлять – с этой операцией действительно может справиться любой дурак, но толку от этого мало по упомянутым выше причинам. Много вы не сэкономите, а вот влететь на дорогостоящий ремонт из-за неграмотного обращения с вашей системой можете запросто. И еще один серьезный момент. Хладагент бывает «левый». Он дешевле, и нерадивые сервисмены с удовольствием заправят им вашу систему, а вы очень скоро узнаете стоимость нового компрессора, которая вряд ли вас порадует.

И последний совет

Никогда не направляйте летом поток холодного воздуха на раскалённое жарким солнцем лобовое стекло – в противном случае эксклюзивная горизонтальная трещина в нижней его трети вам гарантирована!

Ну как, страшно? Не пугайтесь, на самом деле все не так плохо, если следовать несложным правилам и не жадничать не по делу, вы всегда сможете наслаждаться прохладой в салоне, какая бы не стояла жара на улице.
 
Последнее редактирование:
шиномонтаж2
Сверху